Балашовер

Памяти героя Юрия Гарнаева

Мы будем счастливы только тогда, когда осознаем свою хотя бы и самую скромную роль. Только тогда мы сможем жить и умирать в мире. Ибо то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти. - Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

«Я люблю вас»

Сообщение ТАСС: "В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля - Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю.А. Гарнаева, второго пилота Ю.Н. Петера, штурмана В.Ф. Иванова, бортинженера С.А. Бугаенко, бортрадиста Б.Н. Столярова, инженеров-испытателей А.Я. Чулкова, В.П. Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера - погиб".

До последних секунд Ю.А. Гарнаев продолжал управлять вертолетом, пытаясь спасти экипаж и машину от катастрофы. И ему это почти удалось после удара хвостовой балкой о скалу в условиях почти нулевой видимости из-за плотного дыма от крупного лесного пожара. Чудом он посадил вертолет на более или менее ровное плато, но вертолет не удержался и рухнул вниз, в самое пекло пожара. Они горели потом ещё пять часов…
О трагедии передали почти все ведущие теле- и радиокомпании, где его называли «признанным воздушным асом Европы».

«Же ву зем» — последние слова, которые он написал в своем дневнике. «Я люблю вас» — национальная фраза гостеприимного французского народа, и она совпадала со смыслом жизни нашего легендарного летчика. Он любил людей и верил им. С этой любовью он шел на самые рискованные испытания на земле и в воздухе. С этой любовью он работал в небе Франции, чтобы укротить лесные пожары и утолить жажду людей по чистому небу без дыма...

«Маленький домик на окраине небольшого городка Балашова, занесённого зимой снегом, а летом прекрасного тем, что расположен он на берегу реки Хопёр, в который мы, ребятишки, ныряли с ранней весны до поздней осени, а после ледостава катались на льду, приделав на дырявый валенок вместо коньков деревяшки.»

Это выдержки из книги «Проверено на себе», где собраны дневниковые записи Юрия Александровича, его воспоминания, которую он так и не смог завершить.

Юрий Александрович Гарнаев родился 17 декабря 1917 года в маленьком домике в небольшом городке Балашов Саратовской области. С авиацией маленький Юра познакомился в памятный первомайский день 1930 г., когда начальник Балашовской школы пилотов пригласил его на открытие школы летчиков, а затем и «покатал на настоящем самолете». «Закрутился пропеллер. Я прильнул к окну и замер от ощущения необыкновенной скорости, с которой самолет катился по земле. И вдруг она медленно поплыла вниз, а самолет перестал подпрыгивать на неровностях аэродрома. Мы были в воздухе…»

В Балашове самолетов тогда не было, а расположенный в Борисоглебске аэродром был сравнительно далеко от Балашова. Но вдруг весь город всколыхнула удивительная весть: в нашем Балашове открывается летная школа пилотов и авиатехников. В городе появилось много автомобилей, на которых ездили люди в летной форме.

Мать, разойдясь с отцом, решила перебраться из Балашова в Москву. Валентина Ивановна, взяв сына и дочь, решила давать с ними по деревням концерты. Они прошли почти пятьсот верст, от Оки до Десны. Встречали их хорошо, платили продуктами. Играли все — Шекспира и Пушкина, Шиллера и Толстого. Работа в собственном бродячем театре познакомила Юрия с драматической литературой, пробудила его поэтические способности, и если свои стихи он уже пробовал писать и раньше, то теперь рискнул даже читать их со сцены. Но лето кончилось, и Юрий поступил рабочим на подольский завод, после работы на котором, он поступил и успешно закончил в 1939 Энгельсское военное авиационное училище лётчиков, после окончания которого работал инструктором в Забайкальской ВАШП (г. Улан-Удэ) – обучал курсантов пилотированию самолетов.

Шла война. На фронт Гарнаева не пускали: инструктор в школе стоил по меньшей мере двадцати новых боевых летчиков.

Город мой! Я запомнил тебя —
Ты был вечно задымленный, ржавый.
Твой питомец, я снова в родные края
Возвращаюсь с военною славой.
Шапку черных волос белой ниткой прошила
Жизнь бродяжья, солдатская тяжесть тревог,
На пути моем злая метель порошила.
Но не спутал я в мире дорог.
Под ногами горело — весь мир прокопченный,
А сердца наши тоже горели вдвойне.
Шла дорога на юг. Шла на север веревкой крученой.
Да, мы оба солдатами были в войне.
Я пришел. И целую твою мостовую.
Много раз опадала с черемухи белая пыль.
И кричал журавлям я: «Тоскую, тоскую!..»
А сейчас это все — пережитая быль.

Это стихи самого Юрия Александровича Гарнаева.

«Даже в самые трудные годы, когда сурово и незаслуженно обидели Гарнаева, он не ушел с аэродрома. Опытный летчик, он согласился работать мотористом, потом начальником клуба в авиагородке. Лишь бы пахло самолетами» - так пишут о нем друзья. После войны по злобному навету Ю.А. Гарнаев три года отбыл в лагерях, и это послужило потом причиной временного его отстранения от испытательного аэродрома, — но это там, за Полярным кругом, на обрывках пакетов из-под цемента он писал стихи о вере в жизнь, о торжестве справедливости. И только выдержка и страстное тяготение к самолету помогли Юрию преодолеть все земные препятствия и снова добиться штурвала.

Он освоил более 120 типов летательных аппаратов. Летчик, садящийся в самолет вертикального взлета и посадки, космонавт, осваивающий мировое пространство, — вспомни этого человека, проложившего одну из первых троп на большой дороге к звездам!

Любой летательный аппарат, все, что только может летать, было ему доступно.

Жизнь его развивалась не безмятежно. В разные годы Юрию Александровичу приходилось бывать не только летчиком, но и кочегаром, токарем, технологом, артистом, директором клуба. И всегда он оставался романтиком, поэтом. В этом, может быть, и заключалась его невероятная жизненная сила.

Мистер Коффе, шеф-пилот американской фирмы как-то, разговорившись, сказал Юрию Александровичу:
Вы первый человек из России, получивший такой документ, —поздравляя его с вручением официального разрешения на право пилотирования самолетов над всей территорией Америки, даже вне международных трасс.
Вы первый русский, завладевший американским небом, — пошутил он.

Гарнаеву хотелось возразить, но он сдержался. Директор фирмы запамятовал, как Чкалов, Байдуков и Беляков, а затем Громов со своим экипажем еще раньше завладели сердцами американцев и американским небом. И даже вертолеты, которые выпускает фирма, тысячами летающие над Америкой, сконструированы тоже русским. Гарнаев невольно вспомнил встречу с конструктором Сикорским.  Вспомнил взгляд его старческих глаз, устремленный на летчика — его соотечественника. Вспомнил, как старик откровенно рассказывал, что Америка никогда не была легкой страной...
Авиация — прежде всего счет больших побед, хотя неизбежны и потери. В профессии испытателя фатальность — вера в предопределение судьбы — ни при чем: здесь просто слишком высок процент опасных случайностей. Профессия летчика-испытателя считается самой опасной в списке профессий в мире. Ю.А. Гарнаев не дописал своей собственной книги, но последние ее страницы он дописал своей жизнью.

Тебя сравнивают с Чкаловым, называют российским А. Сент-Экзюпери.   Туда, на место твоей гибели, специально летал Ю.А. Гагарин, когда в последний раз был во Франции. Валентина Терешкова привезла оттуда горькую горсть земли и маленький осколок мотора.

Там, в горах близ Марселя, где разбился твой вертолет, теперь проложили тропу паломники — сюда приходят французы, приезжие и местные, советские моряки с кораблей, заходящих в Марсель... Там зовут тебя теперь хозяином неба, в память тех дней, когда героический экипаж вел здесь единоборство с огнем.

Он жив! И годы
Память не сотрут
О смелом соколе
С душой поэта!...


Юрий Долгов
специально для Балашовера

При написании статьи были использованы материалы из Интернета:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гарнаев_Ю._А.
2. http://rusbereza.ru/
3. http://www.testpilot.ru/memo/60/index.htm
4. http://tululu.ru/b13158/
5. http://testpilot.ru/review/self_check/

Подпишитесь на новости Балашовера в Одноклассниках, ВКонтакте, Facebook, Twitter или Telegram чтобы первыми узнавать о новостях города.
 
Показать комментарии
Комментарии
#1
 
Гость
03.08.17 12:30:01 | IP:188.235.144.212
Отличный материал! Спасибо что вспомнили земляка.Жаль, что обсуждать это здесь не будут так, как обсуждают всякую чернуху.
#2
 
Юрий Долгов
03.08.17 13:59:56 | IP:85.140.6.238
Спасибо за понимание!
#3
 
Гость
03.08.17 18:08:54 | IP:88.147.245.210
Нужно назвать одну из улиц имени Гарнаева
#4
 
Гость
03.08.17 18:56:23 | IP:2.94.44.230
Советскую и переименовать. Там же он жил.
#5
 
бывший житель Балашова.
03.08.17 19:46:12 | IP:188.170.75.128
Спасибо за статью об этом честном и смелом человеке.Память о нём должна сохраниться в названии улицы Балашова.Рассказывайте ещё о достойных людях Балашова.Это так приятно.
#6
 
Оксана Гарнаева
04.08.17 1:00:19 | IP:77.51.70.254
От всего сердца благодарю Юрия Долгова - автора статьи и всех, кто помнит моего дедушку Юрия Александровича Гарнаева. 6 августа навсегда останется трагическим днем в нашей семье. В этот день 50 лет назад погиб мой дед. Спасибо Вам за память! Очень трогательно.
#7
 
Юрий Долгов
04.08.17 14:20:55 | IP:88.147.152.128
Спасибо, Оксана, Вам за добрые слова. Ваш дедушка был Лётчиком и Человеком с большой буквы. О таких людях складывают легенды и снимают фильмы
#8
 
Гость
04.08.17 18:29:51 | IP:178.45.136.46
Это было летом 1966 года. Мне тогда ещё не было и 14 лет. Мы с моим отцом и матерью прогуливались  в Городском саду, где проходила традиционная в то время, красивейшая ярмарка цветов. Воздух благоухал от аромата растений, пестрил  разнообразием красок  цветов, выращенных цветоводами-любителями.  В толпе говорили: «Вчера здесь был Гарнаев». В гостевой книге, размашистым почерком, четырьмя цветами, словно в тон ярмарке (подпись была сделана шариковой авторучкой – диковинка в то время) герой-земляк оставил свои впечатления. Юрий Александрович приехал в город, где он родился и вырос, в зените славы – Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, испытавший более 120 типов летательных аппаратов.
«Отец, возьми меня на встречу Гарнаева с летчиками», - попросил его я. «К сожалению, это невозможно. Встреча будет проходить в ДО только с офицерами и курсантами старших курсов». Мы с ребятами пытались пройти, но нас, пацанов, к сожалению, не пустили на эту встречу. Утром я слушал отца с открытым ртом и узнал много интересного о жизни нашего знаменитого земляка.
«А не страшно ли вам испытывать самолеты? Ведь это  связано с огромным риском для жизни» - спросил его кто-то из курсантов.
«У меня, как и у любого нормального человека есть страх смерти, и я похоронил уже многих своих друзей-испытателей и не исключаю, что могу погибнуть так же, как они за штурвалом самолета при испытании новой техники, но страх исчезает, как только ты поднимаешься в кабину самолета или вертолета. Тут начинается твоя работа и её надо сделать на «отлично», испытав самолет по всем параметрам, чтобы те, кто будет летать на них потом, были уверены, что самолет не подведет».
Это я запомнил на всю жизнь. А через год, 6 августа 1967 года  при тушении лесного пожара во Франции он погиб . Хоронила его тогда вся страна. Вечная память и вечная слава Герою!
#9
 
Оксана Гарнаева
04.08.17 22:54:30 | IP:77.51.70.254
6 августа мы обязательно положим цветы на могилу деда и от таких замечательных людей из Балашова. Спасибо всем Вам! Буду рада познакомиться с каждым, кто помнит моего дедушку. Найти меня можно в соц сетях ВК, ОК, ФБ под моими именем и фамилией.
#10
 
Гость
09.08.17 9:53:09 | IP:85.26.235.193
Спасибо за очень теплую статью и всем за добрые отзывы!!!
#11
 
Гость
12.08.17 15:56:35 | IP:79.126.67.227
Спасибо за статью о нашем Герое! Это нужно знать и помнить.

Прежде чем написать комментарий - ознакомьтесь, пожалуйста, с правилами
Ваш IP адрес 54.163.209.109 будет виден всем. Подробнее
Топ новостей недели
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
Последние новости
Обсуждают в других новостях
Новости партнеров
Система Orphus