Балашовер

Герой нашего времени

Слово "модернизация" сегодня является чуть ли не самым упоминаемым в средствах массовой информации. Оно и немудрено - это слово очень любит президент. Правда, дальше слов дело пока не заходит, но долго запрягать - это наша национальная особенность.

Мне, почему-то, кажется, что кроме идеи, как минимум должен быть образец для подражания. Пример. На кого, собственно равняться. Понятно, что кроме этого нужны и действия, но даже не уходя далеко от идеи - идея не полна. В той же Америке есть американская мечта и люди, её воплотившие. Реальные люди - добившиеся успеха в жизни. У нас же таких как-то не видать.

Вчера был день рожденья Николая Алексеевича Некрасова (а писал этот текст я вчера), и вчера же президент выступал на каком то партсобрании. Видимо поэтому мысли о политике и литературе свелись воедино и появились пару слов о модернизации, заходя со стороны литературы.

Говорят, что любое идеологическое дело надо начинать с детей - со школы. Это, наверное, не лишено смысла. Но в школе все печально. Вспомните обязательный курс литературы в школе. Что там заставляли читать ? Обломов, Печорин, Онегин, Безухов, Раскольников. И ряд можно продолжать. Одни бездельники. Вот кто сможет вспомнить кого-то кто занимался делом - из обязательной школьной программы. Таких, почти нет. Все занимались духовными исканиями, прогуливания наследства, и прочие прелести прожигания своей никчемной жизни. Были еще доктор Рагин, жалобящий судьбу. Кому на Руси жить хорошо - это без комментариев.

В итоге в классической русской литературе нет или почти нет героев, которые бы что-то создавали, созидали, что-то делали, добивались бы успеха. Войну и революцию опустим. Мы об обычном человеческом понятии успеха. Героев таких - раз, два и нет.

Чичиков, Хлестаков и ... все. Конечно, в школе говорили, что герои эти скорее отрицательные. Однако эти люди, кто хоть что-то делали. Не совсем, наверное честно, но не духовные искания были смыслом жизни этих людей. К сожалению современный идеал нынешнего школьника и будет находиться где-то между этих двух персон.

Россия была такой всегда, скажут многие. Но может тогда не стоит заставлять детей читать такие произведения в столь юном возрасте. Может лучше сделать упор на Джека Лондона или Даниэля Дефо ? Да, непатриотично. Но патриотично, боюсь, мы еще лет 200 будем задаваться вопросом кому на Руси жить хорошо и пенять на две извечно русские проблемы с дураками и дорогами.

Буду признателен, если кто-то в комментариях вспомнит героев русской литературы (входящей в школьную программу), которые бы занимались созидательной деятельностью и кого можно поставить в пример и на него всей стране равняться.

 
Показать комментарии
Комментарии
#1
 
11.12.09 12:44:37 |
Во времена СССР было очень много производственных романов, фильмов, спектаклей и прочего про успехи и достижения, но как-то коммунизм построить не случилось. Из классической западной литературы на ум ни одного положительного и счастливого главного героя - бизнесмена тоже не приходит. Ну если не брать классику из разряда "Как заработать миллион" или книжки про бедного/богатого папу. Да и вообще, я как-то не представляю как можно писать сочинение по книге "Карьера менеджера" Ли Якокки, хотя чтиво вполне познавательное и увлекательное.
#2
 
Sheogorath
11.12.09 12:47:18 |
"Отцы и дети". Базаров. "Слово о полку Игореве", только, если читать в перводе. Лучше Заболоцкого.
А вообще классику фтопку! Какой-то стереотип.
#3
 
Sheogorath
11.12.09 12:52:50 |
А еще Теркин. Мне особенно это правится: "Тула, Тула, что ж ты, Тула!"
#4
 
11.12.09 12:56:34 |
Я не говорю о именно бизнесменах.
Я говорю в принципе - о людях которые хоть к чему то стремились. Созидательному. Что-то делали. У которых была цель.

Игорь - воевал. Это немного не то. Война - суть разрушение.
А вот кто чего строил ?
#5
 
11.12.09 12:59:40 |
А, да - про Базарова и Теркина. Базаров - суть тоже революционер. Что тоже немного не то. Теркин - это который Твардовского ? Воитель. Для модернизации - слабое подспорье. Эти люди не созидали ничего. И воевали не от того что хотелось - а вот приперло так.
#6
 
Sheogorath
11.12.09 13:19:56 |
Стремление к научным знанием я бы отнес к созиданию (это про Базарова). А борьба за идеалы - это ничуть не хуже "американской мечты" (Страшный бой идет, кровавый. Смертный бой не ради славы - ради жизни на земле). Процесс созидания - понятие широкое и я ьы не стал его утрировать и прирванивать к "обычному человеческому понятию успеха". Такого успеха в "кине" полно. Хоть бригаду возьмите.
#7
 
11.12.09 13:46:44 |
Базаров стремился к знанию. Стремился стремился и помер. От заражения крови ? То етсь от неумения использовать свои знания на деле или от недостатка знаний.
А борьба за идеалы - это хорошо - но страна наша 70 лет боролась за какие то неощутимые идеалы - и до чего доборолась - видно всем. Война - как ни крутить - процесс разрушающий а никак не созидающий. Разве нет ?
А бригада .. ну методы у них были неправильные. Я навскидку не могу вспомнить аналогичного рассказаа из классики - но уверен что такое произведение было. Просто по ситуации и времени - все звучало несколько иначе.
#8
 
Sheogorath
11.12.09 15:07:12 |
Про Базарова - это кто как интерпретирует. Лично для меня он челове науки. А сейчас это особенно важно.
Про 70 лет - за эти годы были построены тысячи заводов, прорыты каналы, большие силы были потрачены на развитие инфраструктуры. И двигали людьми по большей части не меркантильные интересы, а идея ("Через четрые года здесь будет город-сад"). Про войну это тоже как посмотреть. Сопротивление разрушению можно назвать созиданием.
#9
 
Серж
12.12.09 11:29:45 |
Умерший нигилист Базаров - плохой пример для подрастающего поколения. Как и воюющий Игорь. Какую мысль должны дети вынести из этих книг ?
Я тут с автором согласен. Еще я бы вспомнил сюда же Иванов дураков всех мастей - как национальный герой.
#10
 
13.12.09 12:32:11 |
Мне кажется, что герои книг школьной программы становятся примерами для подрожания только у единиц. Не могу назвать ниодного своего одноклассника, который бы был в восторге от того или иного литературного героя. Вот Арнольд Шварцнейгер - это да, какой там нафиг Базаров, Чацкий и прочие - всё воспринимается как "это надо прочитать для того, чтобы не получить плохую оценку".
Кстати, Герой нашего времени - единственное произведение, которое я в школе прочел от корки до корки и мне какбэ понравилось=).
#11
 
Sheogorath
14.12.09 12:18:55 |
А я даже "Войну и мир" прочитал. Тупо не интересно. Хотя товарищами, которым я волей не волей подражал были персонажи Джека Лондона. Потом Фесс перумовский нравился. А щас уже мало читаю. Интересные истории, не лишенные философского подтекста можно найти в играх. Один "Ведьмак" чего стоит.

Прежде чем написать комментарий - ознакомьтесь, пожалуйста, с правилами
Ваш IP адрес 3.219.233.54 будет виден всем.
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Топ новостей недели
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
Последние новости
Обсуждают в других новостях
Система Orphus