Среднестатистическая российская семья ежегодно тратит на товары повседневного спроса (FMCG) 108 800 руб., или примерно 9000 руб. в месяц, подсчитала исследовательская компания GfK Rus по собственной потребительской панели.
Траты в натуральном выражении год от года растут незначительно, траты на продукты питания увеличиваются в основном за счет роста цен, а увеличение потребления и числа премиальных покупок играет весьма незначительную роль, рассказал автор исследования, заместитель гендиректора GfK Rus Сергей Яшко на форуме Института Адама Смита «Агробизнес в России». За прошлый год, по данным GfK, продажи продовольственных товаров увеличились на 8,7%, из которых 6 процентных пунктов дал рост цен, в том числе 5,1% — продовольственная инфляция и 0,9% — смещение спроса в сторону премиум-сегмента.
Самые существенные перемены, по словам Яшко, происходят в поведении покупателей: за прошлый год количество походов и поездок за покупками снизилось на 4,8% — с 243 до 231 в год, а средний чек, напротив, увеличился на 14,2% — с 409 до 467 руб. Вдобавок россияне постепенно охладевают к процессу совершения покупок, свидетельствуют данные GfK: если в 2010 г. 71% респондентов отвечали, что любят шопинг, то в 2011 г. таких было 68%, а в 2012 г. — 67%.
Россия постепенно движется к западной модели потребления, которая предполагает более редкие, но более крупные закупки продуктов питания, соглашается партнер российского офиса консалтинговой компании Deloitte & Touche Егор Метелкин: «В США, например, принято покупать продукты на неделю и в течение недели почти не заезжать в магазин. Российские потребители движутся к такой модели, и в результате — при сохранении потребления — средний чек растет, а число чеков снижается». Важную роль в этом процессе, по словам Метелкина, играют гипермаркеты: «Отчасти такое поведение может быть обусловлено именно развитием этого формата. Он формирует новые привычки».
Розничная сеть «Магнит», открывающая как магазины «у дома», так и гипермаркеты, сообщает, что число покупателей в ее гипермаркетах растет, а в маленьких магазинах сокращается.
В I квартале магазины «у дома» потеряли 0,8% трафика, а гипермаркеты увеличили на 3,77% (LFL, по магазинам, работающим больше года). В абсолютном значении магазины «у дома» «Магнита» в I квартале увеличили выручку на 24,5%, а гипермаркеты — на 44,6%, пишет газета "Ведомости".