На меня написали заявление в милицию. Было это совсем недавно, и я очень переживала, как бывает всегда, когда что-то случается в первый раз. Много было угроз разного толка, но до заявы раньше не доходило.
Обвинения в клевете — издержки профессии в моем случае, поэтому журналисты всегда многократно перепроверяют информацию, которую собираются обнародовать. Особенно, если это разоблачение. Первоапрельские розыгрыши — другой разговор, речь не о них.
Я готовила расследование на, как оказалось, крайне животрепещущую тему. А именно, о настоящей ценности некоторых наград в сфере образования, а точнее, для сферы образования. Это было редакционное задание, что немаловажно в свете последовавших событий.
Несколько городских и сельских школ района вошли в некий полукоммерческий рейтинг. Войти в который просто, достаточно рекомендации от местных чиновников, а вот получить подтверждение того, что ты в нем состоишь, можно только за деньги. Составлен рейтинг-реестр частной фирмой. Исходя из информации, размещенной в этом рейтинге, организация, занимающаяся наградным бизнесом, разослала предложения о награждении лучших в образовании. Не могу сказать, как много школ откликнулось на клич, но громко заявила о полученных наградах только одна.
Международный Благотворительный Общенациональный Проект Общественного Признания Заслуг и Достижений Лидеров Прогресса XXI века «Мировая Слава и Национальное Достояние» «Великая Россия — Персоны Эпохи» не имеет ни малейшего отношения к Министерству образования РФ, а потому легко идет на контакт и не изводит партнеров участием в отборах и конкурсах. Я туда дозвонилась и записала разговор с сотрудницей Проекта.
Она мне подробно и участливо объяснила, что нужно сделать, чтобы получить награду. 1 — заполнить наградной лист (он есть на сайте
www.cossack-forces.ru/), не забыв о графе об организации-плательщике; 2 — оплатить счет; 3 — приехать в Москву в указанную дату. К тому же, организация предлагает целый комплект, специально разработанный для школ. Туда входят: ордена и медали для школы, директора и трех рекомендованных руководством школы учителей.
«В соответствии с Российской и Международной наградной практикой Кавалеры, при пожаловании орденов, вносят обязательный компенсационный взнос...» или как просто объяснила девушка по телефону: «комплект из легких сплавов стоит 30 тысяч рублей, из драгметаллов — 65». Отдельно она отметила, что отборов и конкурсов проходить не надо, достаточно оплатить счет, «и мы вам пришлем приглашение в Москву в Президент-отель на награждение». Насчет выбора достойных из коллектива дама сказала: «ну вы же недостойных награждать не будете?».
Отдельно отмечу, как уже могли убедиться те, кто ходил на сайт, эта организация награждает всех: и строителей, и врачей, и сотрудников ЖКХ. Не сочтите за рекламу.
Об этом я рассказала в репортаже. После части о деятельности организации был показан отрывок из репортажа, где награжденная таким орденом директор рассказывала о высокой конкуренции между школами и, собственно, событии. Не упоминая, впрочем, о цене.
После выхода репортажа директор звонила и обвиняла редакцию в клевете, обвиняла меня лично в предвзятости. Ей наш редактор объяснил, что я выполняла задание, и сделала это максимально мягко (как и было). Но все же, следствием стало заявление в милицию, где меня, как физическое лицо, обвинили в клевете и потребовали, что бы вы думали? Опровержения? Нет. Возмещения морального ущерба? Нет. Уголовного преследования.
Однако милиция состава преступления не нашла, ибо нет его там. Как нет клеветы и неправды.
Я много думала об этом. И в процессе создания репортажа, и после его выхода, и на беседе с участковым, и пока ждала решения по заявлению. И мои мысли постоянно возвращались к понятиям достоинства и репутации. В современном мире они часто смещаются, деформируются или вовсе стираются. Мы привыкаем к тому, что очень многое можно купить, и за очень многое нужно платить. А в итоге перестаем чувствовать грань, она стала очень тонкой, между тем, что просто продается и тем, что дороже денег.