В Парламентском центре Саратовской облдумы состоялся «круглый стол» на тему: «Трудоустройство молодых специалистов области в 2009 году». Мероприятие проводилось Молодежным парламентом при Саратовской областной думе.
Среди обычной и подобающей случаю «воды», прозвучали и вполне конкретные призывы молодых парламентариев, направленные, как думается заседавшим, на борьбу с кризисом. Председатель комитета Денис Фадеев по случаю заметил, что «для комитета это мероприятие весьма важно, так как сегодня активно ведется работа над проектом закона области «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Саратовской области». Надеюсь на то, что «по итогам круглого стола мы выработаем такие решения, благодаря которым проблем у выпускников 2009 и 2010 годов станет намного меньше».
Следом, на сей раз замминистра труда, огласил основные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники. Проблемы эти – стары как мир, но лишний раз напомнить о ни вслух – практически правило хорошего тона. Основных проблемы, как и во все времена две. Работодатели не хотят брать на работу выпускников без опыта работы, выпускники не хотят работать на низкооплачиваемой работе – а хотят сразу статусную должность и большую зарплату. Проблемы, решения у которых – нет.
Но нет их только у простых смертных – нас с вами. У парламентариев, тем более молодых, решение есть всегда. И это решение видится парламентариям в принятии закона о квотировании рабочих мест.
Поясню вкратце – о чем идет речь. Квота, согласно проекту закона, - минимальное количество рабочих мест (в процентах от среднесписочной численности работников) для молодых граждан, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. Молодые граждане – это от 18 до 30 лет. Квота устанавливается равной 3% от среднесписочной численности. Если работников меньше - от 30 до 100 – то 1 человек.
Давайте представим себя на секундочку директором небольшой фирмы, численностью 31 человек. На дворе кризис-кризис. За последний год было сокращено 30% сотрудников. Доходы падают. Продажи падают. Прибыль падает. Мы думаем о том, кто следующий на очереди к сокращению. А сокращения, надо сказать, это обычная рыночная практика в капиталистическом мире – так сокращают издержки. Причем такой действенный метод сокращения издержек знают абсолютно все экономисты, в числе первых оставшиеся без работы. Так вот. Дела у фирмы нашей ни шатко - ни валко. И тут наступает лето – и в городе выпускаются из институтов толпы молодых специалистов и одного из них мы обязаны трудоустроить. И мы его трудоустраиваем. По закону. Но сокращать издержки все равно надо. И тут если верить трудовому кодексу, при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Думается мне, что 10 из 10 работодателей в такой ситуации сократят именно нашего студента. Вчерашнего, но студента.
Кризис не везде, скажете вы. И будете правы. Представим другую ситуацию. Дела нашей фирмы процветают и надо расширить штат. Нам нужен, предположим, хороший опытный продажник. Менеджер по продажам, да такой чтобы продавал и продавал. Но тут подсказывают про новый закон и намекают, что нужно забыть свои планы и взять на работу не матёрого менеджера, прошедшего огонь и воду, а очень образованного, умного, талантливого, но ничего не умеющего (да-да, ничего не умеющего; вы сами честно вспомните – много навыков у вас было после института ?) студента. Как быть и что делать? Лично я на месте директора взял бы студента на минималку и продолжал бы искать опытного менеджера по продажам. Затраты на минимальную зарплату обязательному сотруднику – зло, но это меньшее из зол в нарисованной ситуации. Кстати проект закона не устанавливает зарплатных рамок для молодых специалистов. Так вот на минималку молодой специалист, очевидно, не пойдет. Так он и сейчас на маленькую зарплату не идет, а хочет сразу большую. Тот же замкнутый круг.
В итоге законопроект вызывает больше вопросов, чем ответов. Например – где гарантия, что молодые специалисты захотят работать за минимальную зарплату ? А я не вижу ни одной причины платить человеку без опыта и знаний – больше. Подозреваю - так думают многие работодатели. Где гарантия что молодой специалист выдержит испытательный срок ? Каким образом будет стыковаться специальность по диплому и предоставленная молодому специалисту работа ? Ведь, например, выпускник пушно-мехового техникума вполне захочет работать кредитным инспектором в банке. Нормальное желание. Он и по диплому может быть экономист. На основании чего его специальность в дипломе состыкуется с вакантной должностью? И главный вопрос. Учитывая, что самый крупный в России работодатель – государство – почему бы трудоустройством не заняться государству, а не вешать новую обузу на и так находящийся не в лучшей форме бизнес ?
А ведь самое интересное – хотят сделать как лучше.
БалашоверЪ