Выступая вчера в саратовском пресс-центре газеты «Коммерсант», писатель Захар Прилепин, известный своей любовью к рэп-музыке, рассказал о своем отношении к этой культуре.
– Я могу в двух словах рассказать свою теорию о рэп-движении в России, – начал Захар Прилепин. – Мои родители выросли на бардовской культуре: Окуджаве, Высоцком, Митяеве. Позже я осознал, что ее ценность в том, что она дала язык целому поколению. Эти песни были понятны всем и каждому, это был быт моих родителей.
Когда появились Борис Гребенщиков, группа «Наутилус», Виктор Цой, естественно, моя душа потянулась к этому, потому что они заговорили уже на языке моего поколения. Моим родителям казалось, что это некое упрощение. Понятно, что барды – не настоящие поэты, все равно с Есениным не сравнить, но вот рокеры по сравнению с бардами казались вообще какими-то дикими.
Спустя 15 лет я отдаю себе отчет, что Гребенщиков никак не примитивнее, чем Окуджава. А в учебники литературы не войдут ни те, ни другие. В конце 90-х годов я понял, что история рок-движения завершилась, она схлопнулась мгновенно после 1993 года. Тот же Кинчев стал гораздо, я бы так сказал, менее креативным, чем в молодости.
Рэпперы говорят на языке сегодняшнего быта, жизни. Которая ни Шевчуку, ни Кинчеву, кончено же, непонятна. Те рэпперы, которые появились, они, разумеется, не отражают поколения целиком, но когда я в 2007 году услышал альбом «Ноггано», для меня это был культурный мини-инсульт. Я понял, что это, наконец, появилось. Они заговорили словарем молодежи. Я говорил об этом своим интеллигентным друзьям-филологам, они мне отвечали: «Ты что, с ума сошел? Какого ты «Гуфа» нам притащил, это же дикий просто идиот». Я говорил: «Нет, это будет слушать вся страна».
Но тут одна серьезная проблема. Дело в том, что слушатели рокеров и бардов были как минимум не менее образованны, чем исполнители, а порой и более. Это люди более-менее начитанные, далеко не глупые. Сегодня ситуация противоположная. 99 процентов слушателей рэпа – люди молодые и очень многие из них очень глупые, ну просто удивительно глупые и необразованные. И рэпперы, которые вышли на поле большого искусства, в кавычках или без кавычек, с коллосальным зарядом, они хотят подстраиваться под этого слушателя, хотят нравиться ему. В этом проблема, – считает писатель Прилепин.
Источник:
Общественное мнение