Автор Тема: Интервью Губернатора Саратовской области Павла Ипатова  (Прочитано 1526 раз)

БалашоверЪ

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13827
    • Просмотр профиля
Скажем сразу: настроение у губернатора, которого мы попросили дать предновогоднее интервью нашей газете, было хорошим. Известно, что Павла Леонидовича иногда упрекают в излишне оптимистичных оценках происходящего. Но в данном случае оптимизм излишним совсем не показался. Это было вполне понятное удовлетворение человека, добившегося поставленной перед собой цели. Подводя предварительные итоги уходящего очень трудного года, губернатор опирался на совершенно конкретные цифры и факты.

Локомотив экономики области

— Павел Леонидович, как бы вы коротко сформулировали главный итог прошедшего года?

— Пожалуй, так: мы не допустили отката назад экономики области. Интегральный показатель ее развития — валовой региональный продукт — даже немного вырос. Да, в первые месяцы года промышленность у нас просела основательно, на 22%. Но в результате антикризисных мер удалось отыграть процентов 12—14. Пока окончательных цифр нет, но думаю, по итогам года мы в промышленности выйдем на более чем 90% к прошлому, в целом весьма благополучному 2008-му. А вот сельское хозяйство даже показало уверенный рост. При том что к кризисным катаклизмам прибавились природные — потери от засухи были серьезными. Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что наш агропромышленный комплекс стал локомотивом экономики области. А это значит, что все сделанное в предкризисные годы позволило нам в полной мере использовать наш потенциал как аграрной территории. Именно сейчас миллиарды, вложенные в сельское хозяйство, начали к нам возвращаться. Скажу больше: изменения, здесь произошедшие, необратимы. Все показатели растут. Рост производства молока составит более 106% (в стране в среднем за одиннадцать месяцев — 99%). Мы сделали ставку на развитие молочного животноводства, наша программа его поддержки была в своей системности уникальна. Потому и результаты убедительны.

— Они тем более впечатляют на фоне стремительно растущих мировых цен на молоко — в полтора раза за последние полгода...

— Безусловно. Тут речь идет и о продовольственной безопасности. Задача будущего года — реализация подобной программы и по мясному животноводству. Хорошие перспективы и по производству мяса птицы. В целом же в развитии агропромышленного комплекса, господдержка которого в этом году была больше уровня прошлого года, мы сегодня уверенно конкурируем с такими традиционно успешными регионами ПФО, как Башкортостан и Татарстан.

— Но если говорить об объемах инвестиций в экономику региона, понятно, что кризис — это мало денег. Здесь провал был неизбежен.

— Я бы так не сказал. Кто у нас главные инвесторы? Государство, крупные финансово-промышленные группы, иностранные компании. Есть, конечно, и региональные средства, но их объем в силу объективных причин не столь велик. Государственные инвестиции — это всегда крупные инфраструктурные проекты. Их мы сумели не заморозить: достроили мост через Волгу, в работе — проект строительства нового аэропорта. Иностранный капитал осваивается в недропользовании. Крупный проект, который на территории области финансирует «Северсталь», был приостановлен, но мы использовали это время для проведения экоэкспертиз, которые доказали минимальное воздействие этого производства на окружающую среду. В наступающем году начнется практическая реализация проекта. Конечно, есть регионы с большим инвестиционным потенциалом. Тот же Питер, где разворачивается государственная программа создания по сути отечественного Детройта ради возрождения российского автопрома. Есть еще Калуга, Липецк, Татарстан с его крупными технопарками. В Европейской части страны зон инвестиционной активности не так много, и если мы и не попадаем в лидеры, то во втором вагоне мы сегодня точно.

— А где основные точки приложения наших местных денег?

— Прежде всего это как раз сельское хозяйство. Наш бизнес понял, что вкладывать средства в отрасль, получающую мощную господдержку, весьма перспективно. Вторая такая точка — строительство жилья. Вопреки опасениям и даже страхам строительных компаний, связанным с отсутствием оборотных средств, падением спроса, отрасль не провалилась. Мы в своей антикризисной программе сделали ставку на стимулирование жилищного строительства за счет государственных программ. И в итоге строители сдали жилья на уровне прошлого года, почти миллион квадратных метров. Сохранились объемы и в строительстве спортсооружений. Хотя проекты в строительстве торговых и развлекательных центров были свернуты из-за кризиса. Как и крупные строительства Газпрома и ПЖД, которые переживают не лучшие времена.

Устойчивость структуры

— Вы сказали: не произошло отката назад. Что сыграло тут большую роль — накопленный областью за предкризисные годы запас прочности или эффективность антикризисных мер?

— Уверен, что решающую роль здесь сыграла верно выбранная в свое время стратегия развития области. Мы сделали ставку на средний бизнес. Суперпроектов не было. Зато правительство области поддерживало создание десятков новых предприятий в стройиндустрии, металлообработке, перерабатывающих отраслях, везде, где создается добавленная стоимость. Именно они позволили нам за последние годы в трое (!) увеличить поступления в бюджет. И вот кризис — крупный бизнес почувствовал жестокие удары падения мировой экономики. А мы как двигались, так и двигаемся. Наша структура региональной экономики оказалась более устойчивой, чем многие другие.

— Однако есть мнение, что и мы поднялись за счет высоких цен на нефть.

— Тут все просто посмотреть на цифрах. Доля добываемых в области нефти и газа в общем объеме отгруженной продукции за последние пять сократилась с 8 до 5,5%. Переработка выросла на 20%. Но доля ее в общем объеме промышленности области сократилась втрое. Все остальное развивалось более динамично. Вот и получается, что платежи нефтяников в бюджет выросли в 1,4 раза, при троекратном росте доходов бюджета в целом. Хотя, разумеется, свою часть пирога, когда нефтяные цены были высоки, область получила. Средствами федерального бюджета на реализацию нацпроектов, на реформирование ЖКХ и так далее. Но заработали сами за счет развития обрабатывающей промышленности мы гораздо больше.

— Чем достигалась эффективность антикризисных мер в реальном секторе экономики?

— Тоже верно выбранными приоритетами. Мы понимали, что снижение инвестиций неизбежно. Надо поддерживать спрос на продукцию реально работающих наших предприятий. Здесь нужны были немалые лоббистские усилия, чтобы попасть в федеральные программы: по гособоронзаказу, по поставкам автотранспорта и техники для коммунальных нужд. Известно, что от кризиса более всего пострадали импортоориентированные производства. Наши балаковские минудобрения — крупнейший в области налогоплательщик — одними из первых приняли на себя кризисный удар. Благодаря совместным усилиям областного правительства, корпорации «Фосагро», центральных ведомств удалось снизить вывозные пошлины. И наше предприятие, получив конкурентные преимущества на мировом рынке, сейчас работает в объемах прошлого года.

В одной упряжке

— Что-то за экономическими показателями мы забыли о приближающемся новогоднем празднике. Какое пожелание вы сочли бы для себя самым приятным?

— Пусть в новом году нам, властям области, удастся сделать все намеченное, как это удалось сделать в уходящем году. 2010-й легким не будет. Очень хочется, чтобы повседневная жизнь людей хуже не стала. Мы стараемся, чтобы это было так, потому и ходим по ярмаркам, магазинам и аптекам. Если кто-то видит в этом некий популизм, ради бога. Но нам реально удается сдерживать рост цен на товары первой необходимости. Задача, приобретающая еще большую актуальность в новом году — снова повысить зарплату бюджетникам мы, увы, не сможем. Для преодоления всех вызовов будущего года нам необходима консолидация всех сил — и политических, и общественных, всех уровней власти. Мы все в одной упряжке. Понимания этого тоже очень хочется всем нам пожелать. Мы не должны опустить себя до роли известных персонажей дедушки Крылова.

— Можем ли мы говорить, что связанные с началом кризиса страхи не сбылись?

— Особых страхов у меня не было. Я знал, что антикризисные меры руководства страны в основном правильные. Ситуация наступающего года несколько иная. Столько федеральных денег уже не будет. Нам надо будет еще активнее стимулировать спрос, в жилищном строительстве делать упор на повышение доступности ипотеки, сдерживать потребительские цены, добиваться от центра усилий по снижению банковских ставок, связывать безработицу... Много задач.

— Что для вас Новый год как праздник?

— Самый любимый праздник. Он единственный, свободный от любых политических или иных аллюзий. Просто — замечательный семейный праздник. Очень хочется справить его снова вместе с дочкой, которая уже живет в другом городе. Что подарю? Пока секрет. Но подарки делать родным людям очень люблю. Это едва ли не приятнее, чем получать подарки.

Ирина Акимова

Записан