В чём секрет таинственной и непостижимой русской души? Возможно, в нашем национальном многообразии. Пример тому — Саратовщина, с её украинцами, татарами, чувашами, табасаранами, вепсами и одним камчадалом.
87% русских
Опираясь на сведения археологов, полученные в ходе многочисленных экспедиций, можно сказать, что в глубокой древности саратовскую землю заселяли финно-угорские, ираноязычные, тюркские и другие народы.
С VII в. до н. э. в лесных районах Правобережья селились финно-угры. Для найденных памятников городецкой культуры характерно наличие глиняной посуды, украшенной текстильным и рогожным орнаментом. Обитатели лесных массивов занимались скотоводством, земледелием, рыболовством, охотой и, вполне вероятно, поддерживали связь со своими соседями сарматами. Ссориться с воинственными ираноязычными кочевниками, обосновавшимися в нижнем Поволжье вплоть до IV в. н. э., явно было не с руки. Савроматы, позже называвшиеся сарматами, в основном занимались скотоводством, при этом не брезговали разбоями. Женщины воевали наравне с мужчинами.
В первой половине первого тысячелетия нашей эры городецкая культура переросла в древнемордовскую. Во II в. н. э. сарматы и пришедшие с запада протославяне потеснили городецкие племена в более северные районы. Появление древнерусских посёлков на территории Саратовской области датируется XIII в.
Побывали на нашей земле и тюркоязычные народы (булгары и хазары), печенеги, половцы, а уж про монголо-татар и говорить нечего. Крупный город Золотой Орды — Увек, основанный на окраине современного Саратова в средние века…
По сей день наш регион впечатляет разнообразием народностей. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Саратовской области проживают 148 национальностей! Как сообщили в Саратовстате, процент русских составляет 87,6% (2 521 892 человека), казахов — 3,1%, татар — 2,2%, украинцы и армяне представлены по одному проценту, остальные — менее одного процента. Немцев (7579) у нас больше, чем чеченцев (5738); евреев (2250) меньше, чем цыган (3350). Помимо азербайджанцев, белорусов, чувашей, мордвы, узбеков, башкиров, молдаван, поляков, греков, грузин, осетинов, дагестанцев, турков, ногайцев, калмыков, латышей, эстонцев, встречается такая экзотика, как табасараны, лакцы, рутульцы, каракалпаки, уйгуры, персы, кистины, удины, хакасы, ангольцы, кубинцы, камерунцы, манси, вепсы, караимы, эвенки, эвены, бесермяне… Есть три чукчи, по одному представлены австрийцы, алеуты, аргентинцы, ботсванцы, замбийцы, индонезийцы, ирландцы, камчадалы, кеты, коряки, котдивуарцы, крымчаки, лаосцы, мозамбикцы, нивхи, памирцы, португальцы, саамы, селькупы, словаки, таиландцы, телеуты, шорцы, эфиопы.
Не известно, какую картину мы получим при следующей переписи населения: указывать национальность становится необязательным. Обозначение принадлежности к определённой этнической группе отсутствует и в паспортах. Считается, что это может помочь избежать проблем их владельцам. В Европе о национальности говорить не принято, есть понятие «гражданство». От него и исходят.
Наследники городецкой культуры
Мордву с полным основанием можно назвать коренным народом Саратовской области. Если на уровне областного центра мордва объединяется, о чём свидетельствует хотя бы наличие дома в национальной деревне, то в малых городах, каким является Балашов, это не всегда происходит. Искать наследников городецкой культуры в Балашовском районе всё равно что иголку в стоге сена. В городе этого сделать не удалось, зато выручили в сельских муниципальных образованиях, где каждый знает родословную друг друга вплоть до 3-4 колена. Рецептом мордовских блинов так и не удалось разжиться. «Тоненькие блины пеку, самые обычные», — призналась 55-летняя Валентина ЛУНЕВА, проживающая в рабочем посёлке Пинеровка. Мордовского языка женщина не знает (в отличие от её мамы). «Зачем он мне нужен? — задаётся вопросом Валентина Михайловна. — Мы учимся в русских школах. Все традиции русские».
Может, для того, чтобы услышать жизнеутверждающие мордовские поговорки, нужно обратиться к представителям более старшего поколения? Раисе Егоровне ПАНЬКИНОЙ скоро исполнится 80 лет. Она живёт в селе Котоврас Балашовского района и на своём родном мордовском языке общается со старшей сестрой Валентиной, проживающей там же. Но их потомки мордовского уже не знают. «Как там (в Мордовии. — Авт.), так и тут, — добавляет пожилая женщина, — а пословицы и поговорки я уже забыла».
Остаётся проникаться мордовской культурой в музее. Главный хранитель фондов Балашовского краеведческого музея Галина САМОРОДОВА рассказала, как в октябре 1985 г. научно-исследовательская археологическая лаборатория Саратовского госуниверситета им. Н. Г. Чернышевского передала коллекцию предметов из раскопок мордовского могильника XVII-XVIII вв. «Калма-латка» у с. Верхняя Дубровка Камешкирского района Пензенской области. Экспозиции балашовского музея пополнились экспонатами позднемордовского периода: бронзовым браслетом, перстнем, пуговицами, стеклянными и пастовыми бусами, раковинами каури, глиняным гончарным сосудом, железным однолезвийным ножом... Бусы смотрятся как современные — хоть сейчас надевай к летнему сарафану. «Полного женского мордовского костюма в нашем музее, к сожалению, нет, — продолжила главный хранитель фондов, — но в 1960-е годы к нам поступил женский фартук из домотканой пестряди, отделанный бархатом, расшитый гарусом розового, оранжевого, голубого, зелёного, коричневого цветов. Вышивка образует орнамент из ромбов и треугольников. Такой фартук носили в селе Большой Мелик».
Сколько языков ты знаешь?
Зато дагестанцы, татары, азербайджанцы, чеченцы, узбеки, таджики объединяются в диаспоры легко и независимо от величины и многочисленности города, в котором проживают. «Человеку хочется общаться на своём родном языке. Любой мусульманин, приходя в мечеть, может обратиться за помощью и узнать, как можно встретиться с соотечественником», — пояснил имам-хатыб Балашовской мечети Ильяс-Хазрат ЮНКИН.
Азербайджанец СУЛЕЙМАНОВ Солтанмеджид Абдулла оглы проживает в Балашове 35 лет. За это время о своих корнях мужчина не забыл. «Меня очень легко находят соотечественники, — признаётся он, — азербайджанцы запросто подходят даже на рынке, если что-то нужно. Помогал деньгами, починить машину… На свадьбы зовём всех, кого знаем в районе, иначе обидятся. По 350-400 человек приглашаем».
Что касается Армении, то она была одним из древнейших центров мировой цивилизации. К своей культуре представители этого народа по сей день относятся очень бережно. На фестивале национальных культур «Балашов — наш дом родной!» познакомилась с 37-летней Парандзем ТАДЕВОСЯН, пришедшей на праздник с двумя дочками. Больше всего по приезде в Россию её поразила бабушка на велосипеде.
— А в Армении бабушки на велосипедах не ездят?
— Тогда нет, — со смехом ответила Парандзем.
В 1987 г. моя собеседница покинула родину и обосновалась с семьёй в селе Малый Карай Романовского района, где пошла в третий класс. «В школе дети меня нормально встретили. Мне кажется, если была бы постарше, то всё могло быть по-другому. Подростки более агрессивные, каждый хочет выразить себя, патриот в кавычках своей национальности». В 1998-м Парандзем переехала в Балашов, поступила в Балашовский институт СГУ им. Н. Г. Чернышевского. По образованию она педагог-психолог, а по необходимости — ещё и переводчик документов: помогает соотечественникам оформить гражданство. Замуж вышла за армянина.
— Это был принципиальный выбор?
— Когда выходила замуж — нет, — ответила Парандзем, — но, прожив с ним 10 лет и посмотрев на других, когда женятся представители разных народов, считаю правильным, когда муж и жена одной нации. У нас общие традиции, интересы, меньше разногласий.
В доме Тадевосянов есть библиотека, где можно почитать книгу на родном языке. В семье общаются на двух языках, но когда делают уроки со старшей Люсине — исключительно на русском. «На передаче «Поле чудес» на армянском с большим акцентом пела девочка-армянка. Люсине было смешно, что она неправильно произносит слова. Я сказала дочери: «Видишь, как неприятно, когда человек не знает свой родной язык», — привела пример из жизни Парандзем.
Если Люсине скоро 10, то младшей дочери только ещё предстоит пойти в детский сад. Свою крошку к армянскому алфавиту, обычаям в семье приучают постепенно. На мою просьбу привести что-нибудь из армянского фольклора Парандзем процитировала поговорку, первой пришедшую на ум: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек… Мне кажется, что это изречение характеризует нас, армян. Мы не замыкаемся на себе, хотим знать другие языки, культуру, открыты для общения. Наши писатели творили на армянском, русском, татарском».
Потомок багаудов и Толстой
68-летнего Хариса Абдула Лукменовича БАГАУТДИНОВА в Балашове многие, по его предложению, для удобства называют Борисом Михайловичем. Представителя диаспоры булгарских татар, имеющих непосредственное отношение к Золотой Орде и великим воинам багаудам, есть за что уважать. Он играет почти на всех музыкальных инструментах, является прекрасным настройщиком, 25 лет проработал в Балашовском драматическом театре заведующим музыкальной частью, им написана музыка более чем к 60 спектаклям. В основном к русским народным сказкам. И это при том, что у мужчины почти с рождения полностью отсутствует зрение.
Он родился в Астрахани, но учился в Саратовской специальной школе-интернате для незрячих, где и познакомился с будущей супругой Людмилой, уроженкой Балашова. Отрывать её от семьи и горячо любимой мамы мужчина посчитал неправильным, поэтому сам перебрался в Балашов. Они вместе с 1943 г., воспитали сына и дочь, у них 5 внуков.
То, что жена русская и православной веры, его нисколько не смущает. «Между Библией и Кораном очень много общего, — пояснил он, — ни в православии, ни в настоящем, я это подчёркиваю, исламе вы не найдёте призыва к насилию».
Дети понимают татарский язык, но не говорят на нём. «Язык востребован настолько, насколько он служит средством общения», — убеждён собеседник.
— А вы обычаи, религиозные праздники соблюдаете?
— Обязательно! Я не могу уходить от корней. Это как тоска по дому, когда куда-нибудь уезжаешь. От зова крови никуда не денешься.
— На ваших глазах, наверное, сильно изменились отношения между народами?
— Все, кто жил в послевоенное время, помнят, что люди были друг к другу ближе. Я жил в коммунальной квартире по соседству с татарами, русскими, украинцами. Мы не делили себя по национальностям.
— Что пошло не так?
— Вижу две причины. Хорошо, что у всех отдельная квартира. А с другой стороны, пришёл с работы, закрыл дверь… Мало интересует, что происходит у соседа. Жизнь в отдельных ячейках разъединяет. Во-вторых, когда перестала существовать идеология, в обществе начался раскол. Люди считают, что если социальный статус высок, можно не обращать внимания на тех, кто рядом. Те же санкции: одни думают, как выжить, другие — захватить власть и обогатиться. Нужно, чтобы произошло что-то из ряда вон, чтобы люди на время забыли о своём статусе. Когда человек чувствует опасность, понимает, что без других не обойдётся. Сначала вынужденно, но потом всё же придёт к выводу, что окружающие не враги. Мелкие обиды уходят в сторону.
— Конфликты на национальной почве, к сожалению, случаются.
— Рассорить проще, чем подружить. Да и мы разучились договариваться. Надеюсь, что «пена», социальная грязь, как я это называю, в конце концов сойдёт на нет. Да, это будет долгий период, потому что долго нас пытались и пытаются разобщить. Это как в басне Льва Толстого «Отец и сыновья»: прутик ломать легко. Не то что веник.
Источник: МК в Саратове.
Ещё новости из рубрики
Сегодня, в преддверии празднования 80-летия Великой Победы, состоялось торжественное открытие мемориала, посвященного подвигу Советского народа в Великой Отечественной...
Накануне празднования 80-летнего юбилея Победы советского народа в Великой Отечественной войне, по доброй многолетней традиции поздравления принимают старейшины...
8 мая в 18.00 состоится патриотический автопробег в честь празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Формирование автоколонны будет происходить с 17.00...
Показать комментарии
Комментарии
#1
01.07.15 18:00:02 | IP: 128.73.74.28 

Нет такой нации,как дагестанец.
#2
01.07.15 20:30:31 | IP: 88.147.153.38
Безграмотно. В плане истории и археологии, факты или предположения, всё в одну кучу накидано. Откуда данные? Так, статейка на заказ, без души написана.
Ценна только народная мудрость в словах простых горожан.
Ценна только народная мудрость в словах простых горожан.
#3
01.07.15 20:45:56 | IP: 217.118.90.237 

Помню недавно какая-то школота тут писала, что месте саратовской области ещё 100500 тыщ лет назад жили русские.
#4
01.07.15 20:50:30 | IP: 217.118.90.237 

Армян, вон, 1 процент, а нацики тут орали, что "ары их захватили".)))
#5
01.07.15 21:05:13 | IP: 217.118.90.150 

Подводят под стройку армянского монумента.
#6
01.07.15 21:40:06 | IP: 2.94.87.57
Красивые национальные костюмы....
#7
01.07.15 22:00:13 | IP: 93.80.185.20
"Табасараны"...неправильно. Табасаранцы - одна из древних народностей,населяющих Дагестан.
#8
01.07.15 22:06:13 | IP: 93.80.185.20
Нам,русским, научиться бы также дружить как народы Кавказа.Там,даже встретившись вдали от Родины всегда помогут друг другу. А у нас брат брата в дом не всегда пускает.Да и чуть "в люди выйдет" не то,что русский русского,родной своих забудет.Очень жаль.
#9
01.07.15 22:43:03 | IP: 79.126.110.86
Такой национальности как мордва не было и нет. Были два больших народа - эрзя и мокша, плюс малочисленные - шокши, терюхане, меряне, муромы и др. Эрзя и мокша по внешности были разные и говорили на разных языках, не понимая друг друга. В 1929 году их объединили, придумали им общий язык и обозвали мордвой. Именно обозвали, т.к. эти народы до сих пор считают это оскорблением. При первой переписи населения после их объединения, требовали от них или назваться русскими или мордвой. Также и в паспорте надо было написать национальность мордва или русский, истинную свою национальность они не могли написать.
#10
02.07.15 0:42:39 | IP: 88.147.137.129
Давайте делать добро друг другу и жизнь всегда будет прекрасна не зависимо от на национальности!
#11
02.07.15 1:29:46 | IP: 78.106.243.24
хрень, а не статья. в Сибири откуда были армяне или татары. В Сибири сильный дух, потому как в основном чистокровные русские были. Только сильные духом люди смогли завоевать и отстоять такую большую территорию. В одиночку русский воин смог противостоять множеству врагов. А азербаджанец или грузин(если в нём не течёт русская кровь) не смог бы, потому как они кучкой только сила. А загадочность широкой русской души в том, что дружим со многими народами и никогда не обижаем слабых. за исключением некоторых деградированных от алкоголя придурков.
#12
02.07.15 4:15:05 | IP: 217.118.90.50
#11 Гость
02.07.15 1:29:46
78.106.243.24
Ты б не затягивал к походу к доктору, а...
02.07.15 1:29:46
78.106.243.24
Ты б не затягивал к походу к доктору, а...
#13
02.07.15 9:08:30 | IP: 79.126.70.225
68-летнего Хариса Абдула Лукменовича БАГАУТДИНОВА...Они вместе с 1943 г., воспитали сына и дочь, у них 5 внуков.... ЭТО КАК? Родился в 1947 году, а женился в 1943?! Грамотеи
#14
02.07.15 10:03:00 | IP: 88.147.230.112
Гость13 Для МК это нормально.
#15
02.07.15 10:53:46 | IP: 94.180.115.190
Гость 5, скорее всего ты прав. Ту тему спрятали, решили зайти с другой стороны.
Страна у нас, как и область, район, город, многонациональная. И для того, чтобы мирно жилось в ней всем, необходимо, чтобы приезжие чтили и соблюдали местные законы и обычаи. При этом пусть показывали (где и когда это уместно), но не навязывали свои.
А сейчас, получается, не спросив желания абсолютного большинства, те же армяне (которых 1% - "более 500 семей"), собираются в центре города установить памятник своим предкам. У остальных 99% спросили?
Балашовцы! Давайте вначале выясним, какие памятники и где можно и нужно ставить. Памятники ставятся великим государственным деятелям, Героям, учёным, всем тем, кто внёс значимый вклад в развитие, процветание, безопасность и т.д. нашей Родины. Памятники в городе можно и нужно ставить нашим с вами землякам, защищавшим Родину, сделавших значимый вклад в развитие, процветание нашего города или тем, кто прославляет нашу землю своим творчеством (поэт Н.Е. Палькин), своими подвигами (Ю.А.Гарнаев). Памятники ставятся великим событиям, таким, как победа в Великой Отечественной Войне. Памятник можно поставить основателю города. Всё это будет уместно, объяснимо и понятно.
А вот теперь кто-нибудь вразумительно мне сможет объяснить, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ИМЕЕТ ГЕНОЦИД АРМЯН К НАШЕЙ БАЛАШОВСКОЙ ЗЕМЛЕ!? Это, действительно, ужасное и страшное по своей сути событие, но ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ БАЛАШОВ!? Только при том, что у нас проживает «более 500 семей армян» !? Русских в Армении живёт больше, чем «500 семей». В Армении стоит памятник геноциду Русских в Чечне? И сколько на Северном Кавказе погибло наших балашовских мальчишек! Им памятники в Армении есть!?
Господа «500 семей армян», если вы хотите установить такой памятник, так ставьте его у себя на родине или во дворе одной из «500 семей» (и то, если это ваш частный двор), но на нашей земле он ни к чему. ВЫ У НАС СПРОСИЛИ, ХОТИМ ЛИ МЫ ЛИЦЕЗРЕТЬ ЭТОТ ПАМЯТНИК НА НАШЕЙ ЗЕМЛЕ!? Или вы, гости наши дорогие, привыкшие считать себя ХОЗЯЕВАМИ у нас, как всегда плюёте на наше мнение!? Вот если бы вы предложили поставить памятник Русским Солдатам, спасших ваших предков от полного уничтожения турками, с благодарностью, что вы вообще живёте сейчас, вот это было бы понятно и принято нами! Вы в комментариях своих (по теме об установке памятника) приводите фото ваших земляков, действительно, сделавших много полезного и хорошего для нашей ОБЩЕЙ страны! Вот им память и благодарность ото всех нас! А что сделали хорошего вы, «500 семей» для нашего города!? Живёте у нас, наживаетесь на нас, мы наблюдаем постоянно хамское поведение вашей молодёжи! ПОСТОЯННО и ХАМСКОЕ! Теперь ещё и, не спросив нас, памятник ставите! Уверен, что вашим действительно великим и уважаемым соотечественникам на фото в ваших комментариях к теме об установке памятника было бы безумно СТЫДНО за то, как вы ведёте себя в гостях (впрочем, вы давно себя уже считаете ХОЗЯЕВАМИ нашими на нашей же земле). И не надо обвинять меня в нацизме и т.д.! Мой комментарий – реакция ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на поведение вашей молодёжи! Повторяю, только и исключительно на поведение, которое мы, балашовцы, вынуждены регулярно наблюдать в парках, на пляже и других местах. Ведите себя так, чтобы мы, коренные жители, относились к вам с уважением, а не с раздражением (как минимум). И вот тогда ваши начинания не будут вызывать столь эмоциональный протест. Посмотрите, почитайте комментарии – много ли балашовцев поддерживает установку этого памятника? Ответ очевиден…
Обращаюсь к администрации города. Взываю не к совести вашей, нет, но к разуму! Почитайте комментарии! Ведь эта тема – ОДНА ИЗ САМЫХ ОБСУЖДАЕМЫХ на сайте! Почитайте! ПОДАВЛЯЮЩЕЕ, повторяю, ПОДАВЛЯЮЩЕЕ число балашовцев ПРОТИВ установки этого памятника! Вы же как раз и разжигаете межнациональную рознь своими действиями! Заставляете конфликтовать (пока только на страницах сайта, а что будет дальше, кто знает?) местных с приезжими. Оно вам надо!? Вспомните Хвалынск, например. И ещё: после установки этого памятника к вам придут азербайджанцы (а они придут, не сомневайтесь), которых у нас тоже «500 семей» и попросят разрешение на установку памятника своему важному событию или герою. Как вы им сможете отказать, если разрешили это сделать армянам!? Потом придут казахи, татары, башкиры и все другие национальности, проживающие на нашей земле (кого больше «500 семей», кого меньше – это уже будет не важно). Им вы тоже отказать не сможете – обвинят в дискриминации по национальному признаку, и, по факту будут правы! Тогда во что превратится наш город!? Подумайте: кому и зачем это надо! Ведь это, в конце концов, и ВАШ город тоже!
Страна у нас, как и область, район, город, многонациональная. И для того, чтобы мирно жилось в ней всем, необходимо, чтобы приезжие чтили и соблюдали местные законы и обычаи. При этом пусть показывали (где и когда это уместно), но не навязывали свои.
А сейчас, получается, не спросив желания абсолютного большинства, те же армяне (которых 1% - "более 500 семей"), собираются в центре города установить памятник своим предкам. У остальных 99% спросили?
Балашовцы! Давайте вначале выясним, какие памятники и где можно и нужно ставить. Памятники ставятся великим государственным деятелям, Героям, учёным, всем тем, кто внёс значимый вклад в развитие, процветание, безопасность и т.д. нашей Родины. Памятники в городе можно и нужно ставить нашим с вами землякам, защищавшим Родину, сделавших значимый вклад в развитие, процветание нашего города или тем, кто прославляет нашу землю своим творчеством (поэт Н.Е. Палькин), своими подвигами (Ю.А.Гарнаев). Памятники ставятся великим событиям, таким, как победа в Великой Отечественной Войне. Памятник можно поставить основателю города. Всё это будет уместно, объяснимо и понятно.
А вот теперь кто-нибудь вразумительно мне сможет объяснить, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ИМЕЕТ ГЕНОЦИД АРМЯН К НАШЕЙ БАЛАШОВСКОЙ ЗЕМЛЕ!? Это, действительно, ужасное и страшное по своей сути событие, но ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ БАЛАШОВ!? Только при том, что у нас проживает «более 500 семей армян» !? Русских в Армении живёт больше, чем «500 семей». В Армении стоит памятник геноциду Русских в Чечне? И сколько на Северном Кавказе погибло наших балашовских мальчишек! Им памятники в Армении есть!?
Господа «500 семей армян», если вы хотите установить такой памятник, так ставьте его у себя на родине или во дворе одной из «500 семей» (и то, если это ваш частный двор), но на нашей земле он ни к чему. ВЫ У НАС СПРОСИЛИ, ХОТИМ ЛИ МЫ ЛИЦЕЗРЕТЬ ЭТОТ ПАМЯТНИК НА НАШЕЙ ЗЕМЛЕ!? Или вы, гости наши дорогие, привыкшие считать себя ХОЗЯЕВАМИ у нас, как всегда плюёте на наше мнение!? Вот если бы вы предложили поставить памятник Русским Солдатам, спасших ваших предков от полного уничтожения турками, с благодарностью, что вы вообще живёте сейчас, вот это было бы понятно и принято нами! Вы в комментариях своих (по теме об установке памятника) приводите фото ваших земляков, действительно, сделавших много полезного и хорошего для нашей ОБЩЕЙ страны! Вот им память и благодарность ото всех нас! А что сделали хорошего вы, «500 семей» для нашего города!? Живёте у нас, наживаетесь на нас, мы наблюдаем постоянно хамское поведение вашей молодёжи! ПОСТОЯННО и ХАМСКОЕ! Теперь ещё и, не спросив нас, памятник ставите! Уверен, что вашим действительно великим и уважаемым соотечественникам на фото в ваших комментариях к теме об установке памятника было бы безумно СТЫДНО за то, как вы ведёте себя в гостях (впрочем, вы давно себя уже считаете ХОЗЯЕВАМИ нашими на нашей же земле). И не надо обвинять меня в нацизме и т.д.! Мой комментарий – реакция ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на поведение вашей молодёжи! Повторяю, только и исключительно на поведение, которое мы, балашовцы, вынуждены регулярно наблюдать в парках, на пляже и других местах. Ведите себя так, чтобы мы, коренные жители, относились к вам с уважением, а не с раздражением (как минимум). И вот тогда ваши начинания не будут вызывать столь эмоциональный протест. Посмотрите, почитайте комментарии – много ли балашовцев поддерживает установку этого памятника? Ответ очевиден…
Обращаюсь к администрации города. Взываю не к совести вашей, нет, но к разуму! Почитайте комментарии! Ведь эта тема – ОДНА ИЗ САМЫХ ОБСУЖДАЕМЫХ на сайте! Почитайте! ПОДАВЛЯЮЩЕЕ, повторяю, ПОДАВЛЯЮЩЕЕ число балашовцев ПРОТИВ установки этого памятника! Вы же как раз и разжигаете межнациональную рознь своими действиями! Заставляете конфликтовать (пока только на страницах сайта, а что будет дальше, кто знает?) местных с приезжими. Оно вам надо!? Вспомните Хвалынск, например. И ещё: после установки этого памятника к вам придут азербайджанцы (а они придут, не сомневайтесь), которых у нас тоже «500 семей» и попросят разрешение на установку памятника своему важному событию или герою. Как вы им сможете отказать, если разрешили это сделать армянам!? Потом придут казахи, татары, башкиры и все другие национальности, проживающие на нашей земле (кого больше «500 семей», кого меньше – это уже будет не важно). Им вы тоже отказать не сможете – обвинят в дискриминации по национальному признаку, и, по факту будут правы! Тогда во что превратится наш город!? Подумайте: кому и зачем это надо! Ведь это, в конце концов, и ВАШ город тоже!
#16
02.07.15 10:58:57 | IP: 95.32.1.186
все комментарии удалили?
#17
02.07.15 11:47:05 | IP: 88.147.173.173
продолжение следует..с какой стороны не зайди, но армян - 1%, а мордовский карай существует с конца 17 века...это к истории о мордве...
#18
02.07.15 14:24:04 | IP: 88.147.153.133
Гость 17. Это русские эти народы издавна называли или обзывали мордвой. У самих народов такого названия никогда не было.
#19
02.07.15 18:56:22 | IP: 217.118.90.152 

Гость#15, не разжигай межнациональную рознь. Против только несколько здешних нацистов. А остальным по барабану.
#20
02.07.15 19:31:11 | IP: 88.147.153.96
19--не стоит жителей города нацистами называть--не оскорбляй!!!
#21
02.07.15 19:37:47 | IP: 217.118.90.152 

Я нацистами называю нацистов на этом форуме. И с чего вы взяли, что балашовцы против памятника? Вы опросили каждого жителя?
#22
02.07.15 20:07:24 | IP: 5.141.194.79
Когда речь заходит о соотношении государства Россия и русского народа, я всегда вспоминаю известный исторический эпизод:
«На придворном балу, когда маркиз де Кюстин рассматривал гостей, к нему подошел Император Николай I.
— Вы думаете что всё это — русские?
— Конечно, Ваше Величество…
— А вот и нет! Это — татарин. Это — немец. Это — поляк. Это — грузин, а вон там стоят еврей и молдаванин.
— Но тогда кто же здесь русские, Ваше Величество?!
— А вот все вместе они Русские!»
С уважением к балашовцам-кровным землякам.
«На придворном балу, когда маркиз де Кюстин рассматривал гостей, к нему подошел Император Николай I.
— Вы думаете что всё это — русские?
— Конечно, Ваше Величество…
— А вот и нет! Это — татарин. Это — немец. Это — поляк. Это — грузин, а вон там стоят еврей и молдаванин.
— Но тогда кто же здесь русские, Ваше Величество?!
— А вот все вместе они Русские!»
С уважением к балашовцам-кровным землякам.
#23
02.07.15 22:11:55 | IP: 88.147.152.117 

Гость 6 Согласно нормам русского правописания этноним табасараны следует писать без - «цы».
Известный специалист по правописанию Д.Э.Розенталь считает; «Многие имена существительные мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в родительном падеже множественного числа форму без окончания (так называемое нулевое окончание).
Сюда относятся:
а)названия некоторых национальностей, главным образом на «н» и «р» (жить среди) англичан, армян, грузин, осетин, туркмен, турок, хазар и т.д., но:
негров, сванов, монголов, узбеков, якутов; колебания: сарматов -сармат и некоторые другие» (Справочник по правописанию и литературной правке. М. 1985 § 154. С. 197).
В трудах многих дворянско-буржуазных авторов ХУ111-Х IX вв. обозначение этнонима табасаранского народа встречается написанием «табасаранцы».
Сейчас, когда у всех народов возрос интерес к своему прошлому и наука достигла таких успехов, что представлена возможность пересмотра и уточнения отдельных вопросов истории, в том числе и связанных с названиями этнонимов некоторых народов, пора унифицировать названия этнонимов обозначающих народы, в том числе этнонима обозначающего табасаранский народ и рекомендовать в дальнейшем писать в изданиях, в документах не табасаранцы, а табасараны, что соответствует нормам правописания этнонимов согласно Д.Э.Розенталю.
Известный специалист по правописанию Д.Э.Розенталь считает; «Многие имена существительные мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в родительном падеже множественного числа форму без окончания (так называемое нулевое окончание).
Сюда относятся:
а)названия некоторых национальностей, главным образом на «н» и «р» (жить среди) англичан, армян, грузин, осетин, туркмен, турок, хазар и т.д., но:
негров, сванов, монголов, узбеков, якутов; колебания: сарматов -сармат и некоторые другие» (Справочник по правописанию и литературной правке. М. 1985 § 154. С. 197).
В трудах многих дворянско-буржуазных авторов ХУ111-Х IX вв. обозначение этнонима табасаранского народа встречается написанием «табасаранцы».
Сейчас, когда у всех народов возрос интерес к своему прошлому и наука достигла таких успехов, что представлена возможность пересмотра и уточнения отдельных вопросов истории, в том числе и связанных с названиями этнонимов некоторых народов, пора унифицировать названия этнонимов обозначающих народы, в том числе этнонима обозначающего табасаранский народ и рекомендовать в дальнейшем писать в изданиях, в документах не табасаранцы, а табасараны, что соответствует нормам правописания этнонимов согласно Д.Э.Розенталю.
#24
03.07.15 9:51:06 | IP: 94.180.115.190
19 - почитай комментарии по теме об установке памятника. Подавляющее большинство против. И, будь корректнее, пожалуйста. Не обзывай безосновательно никого. Тем более нацистами. В моём комменте есть хоть что-то неуважительное (тем более, оскорбительное) к "500 семьям"? Объективный взгляд на ситуацию, не более того. Или кавказская молодёжь ведёт себя культурно и красиво у нас в городе? Или "500 семей" что-то (хоть что-нибудь!) полезного городу сделали?
А рознь разжигают те, кто хотят при 1% представленности от других национальностей в нашем районе установить этот памятник, тем самым показав свою исключительность. И те, кто потакает им (вопрос, почему?). У каждого народа есть памятные даты и события (в том числе, к сожалению, и трагические). А вот увековечить на чужой земле это хотят только "500 семей".
Правильнее было бы спросить у всех горожан. Ну, проведите референдум (за счёт, разумеется, "500 семей" - ведь это их желание памятник установить). И если более 50% балашовцев скажут "да" установке, пусть ставят. Ну, а если меньше 50%, то установке памятнику - нет! Только подсчёт голосов должен вестись объективно, а не людьми от этих "500 семей". Вот это будет справедливо.
А рознь разжигают те, кто хотят при 1% представленности от других национальностей в нашем районе установить этот памятник, тем самым показав свою исключительность. И те, кто потакает им (вопрос, почему?). У каждого народа есть памятные даты и события (в том числе, к сожалению, и трагические). А вот увековечить на чужой земле это хотят только "500 семей".
Правильнее было бы спросить у всех горожан. Ну, проведите референдум (за счёт, разумеется, "500 семей" - ведь это их желание памятник установить). И если более 50% балашовцев скажут "да" установке, пусть ставят. Ну, а если меньше 50%, то установке памятнику - нет! Только подсчёт голосов должен вестись объективно, а не людьми от этих "500 семей". Вот это будет справедливо.
#25
03.07.15 9:51:06 | IP: 94.180.115.190
19 - почитай комментарии по теме об установке памятника. Подавляющее большинство против. И, будь корректнее, пожалуйста. Не обзывай безосновательно никого. Тем более нацистами. В моём комменте есть хоть что-то неуважительное (тем более, оскорбительное) к "500 семьям"? Объективный взгляд на ситуацию, не более того. Или кавказская молодёжь ведёт себя культурно и красиво у нас в городе? Или "500 семей" что-то (хоть что-нибудь!) полезного городу сделали?
А рознь разжигают те, кто хотят при 1% представленности от других национальностей в нашем районе установить этот памятник, тем самым показав свою исключительность. И те, кто потакает им (вопрос, почему?). У каждого народа есть памятные даты и события (в том числе, к сожалению, и трагические). А вот увековечить на чужой земле это хотят только "500 семей".
Правильнее было бы спросить у всех горожан. Ну, проведите референдум (за счёт, разумеется, "500 семей" - ведь это их желание памятник установить). И если более 50% балашовцев скажут "да" установке, пусть ставят. Ну, а если меньше 50%, то установке памятнику - нет! Только подсчёт голосов должен вестись объективно, а не людьми от этих "500 семей". Вот это будет справедливо.
А рознь разжигают те, кто хотят при 1% представленности от других национальностей в нашем районе установить этот памятник, тем самым показав свою исключительность. И те, кто потакает им (вопрос, почему?). У каждого народа есть памятные даты и события (в том числе, к сожалению, и трагические). А вот увековечить на чужой земле это хотят только "500 семей".
Правильнее было бы спросить у всех горожан. Ну, проведите референдум (за счёт, разумеется, "500 семей" - ведь это их желание памятник установить). И если более 50% балашовцев скажут "да" установке, пусть ставят. Ну, а если меньше 50%, то установке памятнику - нет! Только подсчёт голосов должен вестись объективно, а не людьми от этих "500 семей". Вот это будет справедливо.
#26
03.07.15 10:52:32 | IP: 217.118.90.142, 5.45.255.78 

Ахахаха, десяток малолеток и нацистов на форуме это уже "большинство города"?!))))))
Жги ещё!
Жги ещё!
#27
03.07.15 10:55:30 | IP: 217.118.90.142, 5.45.255.78 

И обычным горожанам класть на этот дурацкий памятник. Нас больше интересует, когда рост цен и тарифов прекратится. И когда уже выплатят зарплаты за июнь?!
#28
03.07.15 15:39:13 | IP: 195.16.110.194 

Хорошо, что мы можем дружно уживаться вместе на одной территории. Прекрасно когда люди относятся с уважением друг к другу. Но ведь не стоит забывать и правила поведения "в гостях"! Надо учитывать мнение большинства, а не идти на поводу сиюминутных выгод и прихотей!!! Возможно авторы, сами того не ведая, предоставили очередной весомый аргумент в ПРОБЛЕМЕ установки памятка ГЕНОЦИДА АРМЯН! Всего 1% !!!!!!!!! армян у нас решает как и среди какой архитектуры будут жить ОСТАЛЬНЫЕ 99% !!!!! народов и национальностей! ПОЧЕМУ Я НЕ ВИЖУ ПАМЯТНИКОВ И СТЕЛЛ РУССКИМ КОИХ 87%!!!(советские памятники не в счет, ибо они ставились всему советскому народу). В очередной раз, я скажу НЕТ УСТАНОВКЕ ПАМЯТНИКА ГЕНОЦИДУ АРМЯН НА БАЛАШОВСКОЙ ЗЕМЛЕ!!!
#29
03.07.15 15:53:25 | IP: 195.16.110.194 

Администрация БМР, неужели вы решили, что в среднем ТЫСЯЧИ армянских голосов избирателей хватит вам, чтобы держаться у руля? И это против ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ голосов избирателей не армян??? У вас действительно крышу снесло господа!!!
#30
03.07.15 16:00:28 | IP: 217.118.90.50
Убейтесь об стену, нацисты. Вы затрахали этим памятником. Никому, кроме вас, он не мешает. Более того 90% населения города похер, будет он или нет. И только у вас пуканы разрывает. Лучше б вы озаботились низким уровнем жизни нашего городка.
#31
03.07.15 16:04:35 | IP: 83.149.9.24 

Видимо так и тянет администрацию повторить СОБЫТИЯ В ПУГАЧЕВЕ, когда НАРОД ВЫШЕЛ НА УЛИЦЫ из-за ПРОИЗВОЛА МЕНЬШИНСТВ!!!
#32
03.07.15 16:07:34 | IP: 83.149.9.24 

Гость30, ты прав, администрации надо думать об уровне жизни горожан, а не о памятниках событиям произошедшим за тысячи километров от Балашова.
#33
03.07.15 16:11:40 | IP: 83.149.9.24 

Кстати, не стоит вешать клеймо нациста на всех подряд, мой прадед погиб в концлагере и я благодарен советским людям, что отстояли для нас мирное небо над головой.
#34
03.07.15 16:14:46 | IP: 83.149.9.24 

Если администрация заткнется со своей ебучей инициативой, то все негодование народа прекратится в тот же момент!!! Это прописная истина!
#35
03.07.15 16:28:01 | IP: 217.118.90.50
Проблема выеденного яйца не стоит. Зато отвлекает внимание от задержек и падения зарплат. А также от роста цен и падения культуры населения.
#36
03.07.15 16:32:18 | IP: 83.149.9.24 

А еще мне интересно, почему если я отстаиваю права русских, то сразу - нацист, а если кто-то стоит горой за любую другую нацию, то он герой, молодец и вообще душка??? Что за дискриминация???
#37
04.07.15 19:20:24 | IP: 5.128.241.95
36/
Ну да, ерунда получается. Кавказцы хамят, ведут себя непристойно. Мы им делаем замечания, возмущаемся их поведением и сразу становимся нацистами. А они местных тритируют, ведут себя по-хамски, девчонок наших обижают и при этом не нацисты. В общем, "держи вора" громче всех кричит именно вор. А теперь им ещё и памятник. Земляки, ну и чего мы всё это терпим!?
Ну да, ерунда получается. Кавказцы хамят, ведут себя непристойно. Мы им делаем замечания, возмущаемся их поведением и сразу становимся нацистами. А они местных тритируют, ведут себя по-хамски, девчонок наших обижают и при этом не нацисты. В общем, "держи вора" громче всех кричит именно вор. А теперь им ещё и памятник. Земляки, ну и чего мы всё это терпим!?
#38
04.07.15 19:31:24 | IP: 217.118.90.59
#37 Гость
04.07.15 19:20:24
5.128.241.95
А "нацистами" тебя именно кавказцы называли?)
04.07.15 19:20:24
5.128.241.95
А "нацистами" тебя именно кавказцы называли?)
#39
05.07.15 8:49:17 | IP: 2.94.188.52
Армения теперь за газ платить не будет
#40
05.07.15 8:54:07 | IP: 2.94.188.52
И ещё Армения отказывается платить за электроэнергию. кровососы кругом. работать не хатоят, а хотят всё даром получать. http://www.fontanka.ru/2015/06/23/169/ дружбой манипулируют, да нахрен такое друзья нужны, которые всё время этой дружбой пользуются, чтоб поиметь побольше от друга
#41
05.07.15 8:59:35 | IP: 217.118.90.250 

И где там про "отказываются платить"? Ты б хоть почитал сначала, на что что ссыль даешь.)))
#42
05.07.15 12:48:16 | IP: 2.94.188.52
ты другие ссылки почитай
#43
05.07.15 13:08:02 | IP: 217.118.90.52
Какие другие? О_О Я одну вижу.
#44
06.07.15 1:15:27 | IP: 217.118.90.187, 141.0.12.142 

Закрыть все границы с Кавказом, Средней Азией, не давать гражданства мусульманам и открыть въезд русскоязычным из Прибалтики. Нам русскоязычные мигранты нужнее, в крайнем случае народы славянской и германской групп, пусть даже католики, чем тюркоязычные, иначе хана России как государству и Европейской цивилизации. Русских что-то в Азербайджане и в Средней Азии не жалуют. Если бьют по одной щеке - подставь дpугую?