По итогам Всероссийской переписи 2010 года, в Саратовской области насчитывается 1 778 сельских населенных пунктов. 95 из них превратились в призраки, в 194-х живет до 10-ти человек, в 245 сельских поселениях – от 11 до 50-ти человек, в 186 – от 51 до 100 чел. В 1 058 населенных пунктах живут 101 и более чел. Из 2,5 млн жителей региона только 25,5% - селяне, остальные 74,5% предпочли деревню городу.
Почему люди бегут из сел, и как живут те, кто остался Примостившись на крыльце, 12-летний мальчик Максимка старательно перебирает железки, собранные на помойке. Маленький и худенький, он кажется младше своего возраста. У Максимки избитые, натруженные руки. На вырученные от продажи металлолома деньги, мальчик купит продукты. По помойкам Максимка промышляет давно, чтобы помочь семье свести концы с концами. У Максимки есть брат-погодка. Мама нигде не работает, папа безбожно пьет.
-
Воришки, - говорит пожилая соседка о братьях. –
То курицу утащат, то телефон как-то пытались отобрать у школьника. Повезло, что родители ребенка не стали заявлять в полицию, а то неизвестно чем бы кончилось.

Старики и старушки на лавочках возле полуразвалившегося домика со спутниковой антенной – привычная картина. Молодёжи в селе практически нет – сбежала в город. Та, что осталась, работает в школе или библиотеке. Всё! С вакансиями в деревне туго. Доярки, трактористы, пастухи почти канули в лету. Коровы и куры есть не у всех. Пенсионеры давно перевели живность – невыгодно. Дорогой корм на пенсию не купишь и тяжелый физический труд старикам не под силу.
Истории людей, живущих в селах, похожи друг на друга. Чтобы выжить, приходится много работать. Огород, свиньи, пчёлы – как спасительная соломинка для деревенских жителей. Так и проходят дни в заботах о картошке и скотине.

На фоне живописной природы раскинулись обветшавшие, пришедшие в негодность фермы. Человек, который впервые видит эту картину, может испытать шок. Такие места запросто можно использовать как декорации к фильмам о войне. Глядя на эту разруху, с трудом верится, что в России развивается сельскохозяйственное производство.

В каждой деревне много пьяниц. Им никто не удивляется и не осуждает. Пьют от безысходности, от безработицы и без повода. Круглый год.
И всё же здесь есть счастливые люди, настоящие патриоты. 40-летний Василий работы не боится.
«Я здесь родился и никуда не уеду, - говорит он. –
Есть трактор, на нем калымлю: кому огород вспашу, кому мусор вывезу. Зимой снег чищу». Василий не похож на угрюмого отшельника. Наоборот. Он из тех, кто ещё верит в то, что всё может измениться.
Юлия Кирина