Автор Тема: Первый класс только для грамотных: кто должен учить ребенка писать и читать?  (Прочитано 27597 раз)

БалашоверЪ

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13836
    • Просмотр профиля
Начало обучения ребенка  в школе всегда является для родителей  крайне волнительным. Насколько быстро первоклассник адаптируется в новой  среде, как сложатся его отношения  с детьми и учителями, будет ли он успевать по программе обучения, какие предметы вызовут у него трудности – и это только небольшая  часть вопросов, ответы на которые  нужно получить в течение первого  года в школе. Очень важно, чтобы  родители занимались развитием ребенка  и до начала обучения: приходя в  школу, малыш должен уже владеть  некоторыми умениями (резать ножницами, рисовать карандашами, красками) и знаниями (названия цветов, фруктов, имен своих близких, свой адрес). Но обязан ли ребенок, обучающийся в первом классе, уметь читать, писать и считать?

За последние несколько  лет родители все чаще жалуются на то, что учителя начальных классов  предъявляют им претензии, что их ребенок, например, не умеет читать. Или не знает состав числа «пять». Или не умеет решать простейшие задачи в одно действие.

В итоге родители либо сами пытаются обучить свое чадо, либо нанимают репетитора. В случае с репетитором  дело обстоит лучше, поскольку обучением  занимается профессионально подготовленный человек (если, конечно, репетитор хороший). Но почему родители должны платить деньги за то, чему их ребенок должен научиться в общеобразовательной школе, причем, согласно российскому законодательству, совершенно бесплатно?

Если же родители сами берутся  за формирование грамотности, то в этом случае редко получается хороший  результат. Да, многих читать учили  дома. Хорошо, если учили правильно, а не «бэ»- «а»- «бэ»-«а» - «баба». Это касается и чтения, и письма, и овладения иностранным языком, когда родители, изучавшие в школе лет так десять назад немецкий язык, обучают своего ребенка английскому. Или когда дома говорят «ложить» или «звОнит». Учитель может любые новейшие методики применять, чтобы ученик правильно начал говорить «класть» и «звонИт», но после летних каникул ребенок, скорее всего, опять будет произносить эти слова так, как это делают в его семье.   

И опять возникает вполне законный вопрос: если родители учат ребенка  дома, то чем занимается учитель  в классе? Чем занимаются дети на уроке, если они уже уметь читать, писать и считать? Может тогда и не нужен первый класс вообще? И что делать тем родителям, у которых нет денег на репетитора, а учить ребенка самостоятельно они не могут, потому что не знают, как это делается?

По поводу «законности» вопроса  можно обратиться к Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Например, в ст. 66 п.1 сказано: «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)».

В этом же документе не никаких указаний на то, что ребенок при поступлении в общеобразовательную школу уже обязан владеть всеми этими умениями. Учебное заведение имеет право устанавливать вступительные испытания, особенно если это гимназия или лицей, но цель их - определить общий уровень развития ребенка и его психологическую готовность к обучению.

Однако в ситуации, когда  ребенок попадает в число отстающих, страдают не только карман и время  его родителей. Дальнейшее его положение  в школе будет во многом зависеть от того, как он проявит себя на начальной  ступени обучения. И часто приклеившееся  к ученику определение «троечник», «неуспевающий», «отстающий», «неблагополучный»  будет сводить «на нет» все  его старания в учебе и небольшие, но важные достижения. Человеческий фактор, как известно, никуда не денешь. А вот желание учиться у ребенка может улетучиться мгновенно.

И самый печальный вариант  развития событий, когда психически здоровый ребенок направляется в  коррекционную школу. Подобный случай был в прошлом году, когда девочку, которая много болела и часто  пропускала занятия, вследствие чего, естественно, сильно отстала от остальных  учеников, направили в школу №11. Родители, по их выражению, «упали в  ноги» директору, потом была комиссия по делам несовершеннолетних, слезы и обоюдные обвинения. Кстати, вполне справедливые:  виноваты были обе стороны. Родители - потому что пустили обучение ребенка на самотек, плохо следили, выполняет ли девочка домашние задания, школа – потому что, честно говоря, просто решили избавиться от неблагополучного ребенка из многодетной семьи. В итоге девочку оставили на второй год, летом она занималась с репетитором, а в сентябре приступила к занятиям, кстати, вполне успешно.

Кто прав, а кто виноват  в подобных ситуациях, решить всегда очень сложно. Часто родители требуют  от учителя, чтобы он и научил, и  заинтересовал, и проверил домашнее задание, и сделал так, чтобы у  ребенка настроение хорошее было, и вообще взял на себя чуть ли все  родительские функции. И при этом не смел сказать ученику недоброе слово или заговорить с ним не тем тоном. Но и учителя начинают привыкать к тому, что дети занимаются дополнительно, и вынуждают родителей обращаться к репетиторам. Конечно, хорошо, кода школьник занимается подготовкой к ЕГЭ или усиленно изучает какой-либо предмет. Но родители не обязаны водить ребенка к репетитору или обучать его дома. Все необходимые знания (в том числе и для сдачи ЕГЭ и ГИА) ребенок должен получать в общеобразовательной школе. Если, конечно, он посещает занятия и приходит на уроки с целью получить знания, а не просидеть часок-другой.

Идеальный вариант – когда  родители и учителя сотрудничают. Первые создают условия, чтобы ребенок  мог учить, вторые – организуют процесс  обучения. Но так бывает редко. Проще  обвинять друг друга в некомпетентности или нежелании заниматься ребенком.
Что же касается первоклассников, им как раз приходиться труднее  всего. Пока родители и учителя устраивают методические баталии, маленькие ученики делают за своей партой мировые открытия; закусив губу, учатся писать хвостик у буквы «н», пытаются уместить в одну клеточку цифру «7»… И начинают понемногу понимать, что маме можно сказать: «Мариванна ко мне придирается», а учителю, что «Дома со мной никто не занимается».  Дети вообще быстрее разбираются во взрослых проблемах.

Валерия Сгибнева
Записан