Со второй половины XX века в обществе идет постоянная дискуссия о возрастании объема учебной нагрузки в школе, об усложнении содержания учебных программ, о негативном влиянии школы на здоровье учащихся. Недаром, в 70–е годы А.Пугачева пела: «…нынче 1 класс вроде института…».
Но, как говорится, «…а воз и ныне там…».В последнее время в обществе активизировалась дискуссия о режиме работы школы. Ломаются копья по поводу 5-ти или 6–ти дневной учебной недели.
Но пока где–то идет обсуждение, некоторые школы уже давно определились с тем, что полезно, а что нет ученикам. Одна из таких школ – школа № 9 им. П.А.Столыпина города Балашова Саратовской области, где большое внимание уделяется здоровьесбережению учащихся. В этой школе уже восьмой год введена пятидевная учебная неделя для всех классов (с 1–ого по 11 классы).
Наш коллектив разделяет мнение, что шестидневная учебная неделя – это один из существенных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся. При тенденции постоянного усложнения содержания общего образования учебная неделя школьника в некоторых случаях, особенно для мотивированных на учебный успех учеников, может доходить до 70 – 90 и более часов.
И это при том, что нормальная продолжительность рабочего времени для взрослого человека – 40 часов в неделю. Из этих 70-90 часов от 21 до 37 часов приходится на аудиторную нагрузку, то есть на занятия в школе, остальное время - на подготовку домашнего задания, и плюс - занятия с репетиторами.
Не так давно на одном из региональных совещаний были озвучены данные, что, по результатам проведённого опроса, из 1800 выпускников лицеев и гимназий, поступивших в вузы, 100% дополнительно занимались с репетиторами. Конечно, такие нагрузки не проходят для детей даром: они хронически не высыпаются, проявляются неврологические, сердечно-сосудистые заболевания, ухудшение зрения и многие другие негативные последствия.
Во многих школах в расписании уроков на субботу стоит всего три предмета: скажем, математика, изобразительное искусство и физкультура. И ради этих дисциплин ребенок должен разрывать выходные дни, не высыпаться, лишиться возможности погулять, или просто отдохнуть с семьёй.
Лишившись выходного дня в субботу, дети не получают полноценного отдыха и в воскресенье, так как необходимо готовить домашние задания на следующую неделю. После серьезного обсуждения в нашей школе, изучения множества научной литературы по данному вопросу с 2007 года коллективом было принято решение о переходе на пятидневную учебную неделю.
Мы твердо убеждены, что укороченная учебная неделя положительно сказывается на здоровье учеников, семейном климате и досуге, и как следствие - помогает детям легче переносить школьные нагрузки и эффективнее усваивать учебный материал.
В нашей школе за введение «пятидневки» проголосовали все учителя и 97, 8% родителей. Те мамы и папы, кто высказались против, мотивировали это просто: мол, мы учились шесть дней в неделю, и дети пусть учатся, ничего с ними не случится. А некоторые родители просто не знают, чем занять ребёнка в выходной день.
Некоторые школы устанавливают пятидневную учебную неделю для некоторых параллелей классов. Но именно на старшеклассников ложится максимальная нагрузка. Очень удивляет аргументация некоторых моих коллег, которые сетуют на то, что придется часы шестидневной недели распределять на пять дней.
Дело в том, что учебный план пятидневки изначально отличается от шестидневного. В учебном плане пятидневки СанПиНом установлено меньшее количество учебной нагрузки. В основном, в каждой параллели, учебная нагрузка уменьшается на три часа за счёт школьного компонента, то есть без ущерба для базовых предметов. Например, 34 часа вместо 37. Поэтому не только не надо «впихивать» учебные часы шестидневки в пятидневную учебную неделю, это просто запрещено законом.
Многим необходимо осознать причинно-следственную связь между рабочей и учебной неделей. Постановления Правительства о выходных днях устанавливают выходные дни для тех, кто работает (учится) по шестидневке и пятидневке. И если в школе (например, как в нашей) установлен пятидневный режим работы (учёбы), то школа отдыхает вместе с теми, у кого также суббота считается выходным днём.
Для тех, у кого суббота рабочий (учебный) день - выходных соответственно меньше. И это касается не только школьников, но и всех для кого установлен один выходной день. Поэтому во многих школах дети будут отдыхать вместе с родителями на законных основаниях только при установлении пятидневного режима учёбы (работы). А опасения коллег по поводу уменьшения зарплаты учителей при переходе на пятидневку тем более напрасны.
С 1 сентября 2008 года в области введено нормативно-подушевое финансирование. Фонд оплаты труда (ФОТ) каждой школы формируется с этого времени не как раньше, в зависимости от количества штатных единиц в школе и количества учебных часов (сметное финансирование), а в зависимости от количества учеников в школе (нормативно – подушевое финансирование).
Устанавливается стоимость ученико-часа, и при при пятидневке он дороже, а при шестидневке - дешевле. Другими словами, при шестидневке учитель работает больше за меньшую оплату, так как ФОТ не увеличивается при увеличении учебных часов, а "размазывается" на их большее количество и большее количество учителей. Также нельзя согласиться с тем, что второй выходной будет вреден учителям.
Очень часто как аргумент за шестидневку приводят профильное образование на старшей ступени общего образования. Но этот аргумент не выдерживает никакой критики, так как профильность определяется «конструкцией» учебного плана и содержанием образования, включающего базовые предметы, а не только тремя дополнительными часами элективных курсов или предметов, из-за которых необходимо держаться за шестидневку.
Я думаю, если московские школы, почти все перешедшие с этого учебного года на пятидневку, смогли совместить профильность старшей ступени с пятидневным режимом работы, то это будет возможно сделать и в провинциальных школах.
Самое главное, мы должны помнить, что ученик не может быть приложением к каким-либо концепциям или программам, наоборот, для всех школ приоритетом должны стать интересы ребёнка и семьи, то есть, заказчиков образовательных услуг. В любом случае, это серьёзная проблема, требующая дальнейшего серьёзного обсуждения.
Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы №9 имени П.А.Столыпина города Балашова Саратовской области