Министерство социального развития области озвучило основную задачу работы на 2011 год - снизить долю социального сиротства среди малышей и подростков, оставшихся без попечения родителей. По информации ведомства, доля социальных сирот сейчас составляет 82%. А это значит, что тысячи брошенных детей оказываются на улице, в лучшем случае – в приютах. В Балашове проблемами детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, занимается несколько организаций. Среди них выделяется государственное учреждение «Социальный центр помощи семье и детям «Семья». Именно здесь более 10 лет назад была введена такая форма воспитания, как семейная группа. Такая форма помогает ребенку понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. При этом законным представителем интересов ребенка остается администрация госучреждения, а человек, берущий малышей в семью, заключает с ней трудовой договор. Становясь сотрудником Центра, воспитатель получает зарплату.
Пока в нашем городе таких семейных воспитательных групп только две. Но в каждой есть своя «замещающая» мама.
«Все делаем вместе»К воспитателю семейной группы Ирине Качаловой я попала под вечер. Старшие дети уже пришли со школы, уроки были приготовлены, и все ждали ужин. После семейной трапезы мы разговорились.
Ирина Качалова рассказала, что ее предыдущая сфера деятельности была связана с медиапространством. Она работала видеоинженером на телевидении. Узнав об открытии семейной воспитательной группы, поняла, что это и есть шанс воплотить давнюю мечту в реальность. О чем еще ни разу не пожалела. У Ирины Алексеевны есть почти взрослый сын – девятиклассник. Олег, когда узнал, что у мамы появится работа, связанная с воспитанием детей из неблагополучных семей, сразу ее поддержал. С тех пор прошло два года. За это время в замещающей семье побывало семнадцать мальчишек и девчонок.
- Дети приходят из трудных семей и разного возраста - от двух до четырнадцати лет. Зачастую не имеют понятия, что такое самообслуживание. Я учу их приводить свои вещи в порядок. Стирать, что-то готовить – элементарным вещам. Вместе ведем домашнее хозяйство. Важно при этом соблюдать режим, чтобы на все хватило времени. Поощряю самостоятельность и активность. Стараемся разговаривать на разные темы и вместе расставлять жизненные приоритеты. Нашу беседу прерывает двухлетняя Вика. Она подходит, обнимает воспитательницу и молча, недолго стоит, опустив глаза. Стесняется. Потом говорит: «А можно я стихотворение расскажу?» «Хорошо, прочитай», - одобряет Ирина Алексеевна. И девочка рассказывает стишок. Девочка, которая еще недавно и слово «мама» не могла произнести.
– К каждому ребенку нужен свой подход, я стараюсь учитывать темперамент и характер, – продолжает Ирина Качалова. - В приюте много детей, поэтому уделить время каждому так, как это делается в семье – нельзя. А здесь удается. Многое зависит от ситуации. Например, если ребенок медлительный, то пораньше бужу, чтобы не торопясь одевался и не опаздывал в школу. Главное - терпение в этом случае. За время моей работы мне приходилось сталкиваться с разными случаями. Был трехлетний мальчик Альбертик. В приюте он закатывал истерики по любому поводу. Таким образом привлекал внимание к себе. Спустя какое-то время у нас в семье перестал капризничать и мудрить.
У меня жил мальчик, который не умел читать. Плохо знал буквы. Мы с ним занимались индивидуально. Когда прочитал первое слово сам (слово «нос»- Ирина Алексеевна помнит даже такие подробности – авт.), то загорелся чтением. Через некоторое время он стал лучшим учеником в классе.
Мир в ладошкахСвета, Вика, Артем, - Ирина Качалова часами с гордостью может рассказывать о своих воспитанниках. Успех детей - это и ее личный успех. Она делает все возможное, чтобы в ее доме было комфортно и уютно, все по-домашнему: спальная комната, комната для игр и рукоделия. Много времени уходит на самообразование.
- С маленькими мне проще. Занять их не составляет особого труда. Им все интересно. Передо мной стоял другой вопрос, как организовать досуг старших детей. Пришлось пошерстить в интернете. Так мы стали заниматься квилингом (квилинг - поделки из бумажных завитков – авт.) и бисероплетением. Оказалось, что коллективные отношения пошли нам на пользу. Общий труд объединяет. К тому же рукоделие и для интеллектуального развития полезно: улучшается мелкая моторика, формируется чувство прекрасного. У нас даже получились собственные коллекции работ в разных стилях. В это время в комнату вбегает трехлетний Артем. – Я рыцарь-тамплиер, - машет шляпой мальчик. На празднике у него был костюм сказочного героя, который делали всей семьей. И вот теперь – шляпа – объект гордости для малыша, он тоже внес свой небольшой вклад в ее создание. Новый год - это особый праздник, к которому нужно подготовиться заранее. Сшить костюмы, выучить стихи, написать письма Деду Морозу и успеть нарядить ёлку. Воспоминания об этом надолго останутся в памяти детей. Ирина Качалова надеется, что добрые традиции они принесут и в свою семью.
«Ласкотерапия»У каждого ребенка своя история. У кого-то умерли родители, у кого-то сидят в тюрьме. В некоторых семьях родительскую любовь вытеснил алкоголизм. Дети оказались брошены на произвол судьбы. Всем им очень не хватает душевного тепла. По словам Ирины Качаловой, малыши и подростки очень отзывчивы на ласку. Иногда даже называют мамой. Случаются и конфликты, но это бывает крайне редко.
- Непослушные дети бывают только тогда, когда их не понимают. Тогда начинается агрессия. В начале работы было сложно. Сложно найти ту грань, как остановить ребенка. Я много над этим думала. И поняла одну вещь, нужно найти время для каждого. Хотя бы две минуты. Чтобы ребенок чувствовал, что его не забыли. Очень важно всех любить одинаково. Нельзя одного любить больше, другого меньше. Дети чувствуют ложь. Если скажешь, например, про рисунок «Ах, как красиво!» и отвернешься, то ребенок не поверит. Как результат возникает недоверие и баловство.
К «замещающей» маме дети попадают на определенное время, пока их родители проходят сложную процедуру лишения или «возврата» родительских прав. А потом они либо возвращаются к своим мамам и папам, либо их отправляют в детдом. Ирина Качалова считает, что прощание с малышами - один из самых грустных моментов.
- Очень тяжело расставаться. Воспитателю даже труднее, чем детям. И все же, у семейных воспитательных групп есть свои плюсы. Это - как волшебные острова, которые помогут спасти детей от трудностей и невзгод, выбрать правильный жизненный путь.
Ирина Алексеевна вышла на улицу, чтобы проводить меня до калитки. Когда я уходила, в след мне смотрели снеговики, сделанные ребятами, - с густыми бровями из сосновых веток, глазами-угольками и широкими улыбками.
Юлия Кирина,
специально для сайта «БалашоверЪ»