С Владимиром Макрушиным я познакомилась несколько лет назад. Тогда, работая на телевидении, я снимала серию репортажей про заброшенный храм в Алмазово, а Владимир Александрович выступал главным идейным вдохновителем реконструкции церкви. Так получилось, что судьба свела нас вновь, спустя три года, когда я начала писать статью для православной газеты "Троицкий вестник"...
МакрушинОбычный деревенский домик, обложенный кирпичом. Третий - с конца центральной улицы в селе Алмазово. Дальше тупик. Здесь живет Владимир Макрушин, заслуженный строитель России, православный энтузиаст и реконструктор храмов. Невысокого роста, с доброй улыбкой и лучистыми глазами, Владимир Александрович долго рассказывал о перипетиях своей судьбы, как после смерти жены Зои, чтобы почтить ее память, в короткий строк построил храм в Репном. Как переехал сюда, в Алмазово. И здесь ему нашлась «работа» - участвовать в восстановлении местной церкви.
- Человек живет, пока строит. Стройка заканчивается – жизнь заканчивается, - философствовал Макрушин. В воспоминаниях Владимира Александровича о детстве - много горечи. Родители пережили ссылку на Соловки, откуда папа так и не вернулся. Мама чудом сбежала с 9-ти месячным Володей. А дальше было как у всех, переживших войну - трудно, голодно и страшно.
Наша беседа длилась больше двух часов. Мы разговаривали о жизненном кредо, о душевных порывах, о вере и знаках судьбы. Владимир Макрушин высказал мысль, что очень важно выполнить то, что предназначено Богом. При этом не сломаться, сохранить чистую совесть. Жизнь – это и счастье, и большое искушение.
- Вся сила в правде, а правда – в боге, - так Макрушин обозначил свой главный принцип. И тут же продолжил: - Не криви душой, не хами, не совершай непристойных дел. Сына своего всегда учил: «Люби людей, они ответят тебе тем же. И всегда считайся с их мнением. Помни, что они правы всегда, а ты не прав». Просят – значит, беда. Помоги! – Владимир Александрович эмоционально рассказывал о сокровенном.
Я не удержалась и спросила:
- Почему вы этим занимаетесь?
На что сидевшая рядом Людмила Ермоленко, сподвижница и вдохновитель Владимира Макрушина вдруг ответила:
- Кто-то должен этим заниматься. Вот, например, дороги снегом занесло. Кто-то должен их чистить. Так же и храм. Стоит заброшенное здание. Кто-то должен его восстановить. Только не нужно ждать отдачи. Мы делаем это не ради корысти или интереса. Это колоссальный труд…
Алмазовская достопримечательность На старой фотографии, которую показал Владимир Макрушин - Храм Рождества пресвятой Богородицы. Он притягивает взор всех, кто въезжает в село Алмазово. Этому единственному зданию, уцелевшему после революции 1917 года исполнилось более двухсот лет.
Несколько лет назад храм представлял собой печальное зрелище. И постепенно ветшал: кровля провалилась, а остатки иконостасов и все, что можно было разобрать, - расхищено. За восстановление храма взялись лишь в 2009 году.
- Зрелище было далеко не из радостных. Ни окон, ни стекол, ни дверей, ни крыши, ни ворот. Ни пола…- вспоминает Владимир Макрушин. Тогда разрушенные купола и колокольня Владимира Александровича приводили в уныние. Сегодня его переполняет радость. Бывший колхозный склад превратился в молитвенное помещение. А это значит, что труды по возрождению святыни оказались не напрасны.
- Восстанавливая храм, мы православные люди, были одержимы идеей, что сделав добро, оно обязательно тебе отзовется. Всегда следую этому принципу, - рассказывает Владимир Александрович. Однако сдвинуть дело с мертвой точки оказалось не так-то легко. По началу местные жители относились к стройке с недоверием. Когда энтузиаст обратился за помощью к бизнесменам, некоторые желали лично убедиться, на что дают деньги.
- Приезжали, смотрели… И тут же отстегивали кругленькую сумму, - улыбается Макрушин.
С этого и началось. На призыв помочь в реконструкции храма откликнулись власть, муниципальные служащие, работники образования.
- Чтобы оживить церковь, нужен голос храма – колокола. Перезвон сразу поднимает настроение. А колоколов не было... – продолжает Владимир Александрович.
Тогда они вместе с Людмилой Ермоленко, сняли последние сбережения и заказали колокола.
- Легко сказать купить. Они же не продаются ни в какой лавке, - продолжал Макрушин. – Но у нас были связи с Президентом фонда «Колокола России. С ним мы познакомились, когда еще проектировали репинский храм. Так нам доставили три колокола и мы приступили к постройке верхней части храма.
За время восстановительных работ алмазовская достопримечательность преобразилась. Появились главные предметы внутреннего убранства: иконы, новые паникадила, настенные бра и другая богослужебная утварь. Отгородили алтарь и купили престол. Постепенно в летней части храма стали проводить богослужения.
Заброшенное место стало оживать на глазах. Многое делалось лишь силами прихожан. Долгое время никак не начиналась реконструкция кровли. Не было рабочей силы. Потенциальные кровельщики отказывались от работы, как только видели высоту купола – более 20 метров. И все же добровольцы, нашлись.
- Привезли из Балашова пожилого плотника, который в 65 лет на одной ноге устанавливал крест. Мне было все это время не по себе, признается Макрушин. Когда самое важное было уже сделано – округу, наконец, огласил долгожданный колокольный звон.
Были и неприятные моменты, связанные с непорядочностью людей, которые хотели нажиться на стройке. Бог все время, как-будто, испытывал энтузиаста на «прочность».
- Местные рабочие, думали, «руки погреем на храме». Но, так как я сам строитель, и денег было в обрез, то твердо сказал: «Нет! Будем делать сугубо по смете. Вон!» Четыре бригады шабашников выгнал. Пятая бригада подошла к делу с душой, - улыбается Макрушин.
Теперь в маленький алмазовский приход раз в неделю приезжает священник.
- Молодой грамотный, обязательный. Кто бы его не просил отпеть, крестить, он никогда не отказывает. Самые близкие они нам стали, а мы – им, - говорит Владимир Александрович. И односельчане, раньше всерьез затею с храмом не воспринимавшие, теперь сами теребят энтузиаста.
- Как-то пришли в магазин и нас спрашивают: «А что это вы деньги не собираете? Дел-то по храму еще полно. Что мы из-за ста рублей обедняем?», - рассказывает Людмила Ермоленко.
Этой весной церковь покрасят и побелят. Возможно, благоустроят соборную площадь перед храмом и сломают гаражи…
Знаки судьбы Теперь Владимир Макрушин и Людмила Ермоленко планируют организовать в селе воскресную школу. Как всегда, им предстоит много работы. Владимиру Александровичу давно перевалило за 80 лет. На мой вопрос, откуда в нем столько энергии, коротко отвечает: «Любовь к православию заставляет быть активным». И не только.
- Ничто не забыто, никто не забыт! Одни лозунги, - сокрушается Макрушин - У нас, в Алмазово, оказывается, было два героя Советского Союза! А о них никто не знал.
В прошлом году накануне Дня Победы Владимир Макрушин приложил немало сил, чтобы увековечить славу воинов, погибших в Великой Отечественной войне. 9 мая в торжественной обстановке героям были установлены мраморные бюсты.
- Нам Бог помогает, дает здоровье, - говорит Владимир Александрович. И тут же рассказывает поучительную историю.
Когда на храм заказывали колокола, друг семьи Виктор предложил помочь деньгами и вложил в покупку большую часть средств. Макрушин решил тогда написать на них три имени – Владимир, Людмила и Виктор. Когда пришли колокола, их некоторое время не разворачивали - звонница весила в общей сложности более 50 килограмм. Когда их все-таки достали из коробок, то очень удивились. Ничьих имен, кроме имени Виктор и изображения иконы его святого, на колоколах не оказалось. Почему так получилось, никто не знает до сих пор. Минувшей осенью Виктора не стало. А его колокол звенит…
- Иногда мы говорим себе: Всё! Заканчиваем! Не будем больше строить. И тут же нам поступает звонок от игумена, который нас начинает спрашивать про храм, - Владимир Макрушин на несколько секунд задумывается. Потом продолжает: -
- И мы опять думаем, что нельзя заканчивать. Еще не время...
