В 1936 году в газете «Правда» была опубликована статья «О художниках-пачкунах», обличающая неугодных власти представителей искусства. Советская пресса всегда отличалась умением находить очень гадкие и унизительные слова для тех, кто попал «в опалу». Но прошло не так уж много времени, и слово «пачкун» очень кстати пригодилось для определения тех, кто малюет на городских стенах граффити.
За последний год Балашов преобразился: появились дороги, заграждения на перекрестках, современные остановки. Но совершенно портят вид города разноцветные каракули, которыми изуродованы магазины, дома, рекламные щиты, заборы и различные учреждения. За последние несколько лет граффити стало настоящим бедствием и головной болью не только для городской власти, но и для всех тех, кто выходя утром из дома, обнаруживают на недавно покрашенном заборе какую-нибудь надпись, оставленную очередным пачкуном. Не менее радостными оказываются продавцы и хозяева магазинов, вынужденные периодически выходить с канистрой растворителя и тряпкой и смывать уродливые рисунки. Во всех случаях граффити несет за собой материальный ущерб, поскольку если с пластиковой поверхности надписи свести еще возможно, но отштукатуренный дом «отмыть» от этой гадости очень дорого. Из-за небольшого количества мозга в голове пачкунов, они не представляют, какое количество денег, времени и сил нужно приложить, чтобы жилой многоквартирный дом вошел в программу по ремонту. Также до них не доходит, что хозяева заборов вынуждены тратить на краску деньги, которые пригодились бы им для других целей.
Не пугает граффитчиков и то, что их деятельность подпадает под несколько статей Уголовного кодекса - 167, 213, 214, 243. В частности, статья 214 «вандализм», то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до трех месяцев, либо обязательными или исправительными работами. Естественно, за несовершеннолетнего пачкуна ответственность несут родители.
Но основная проблема состоит в том, что поймать таких нарушителей довольно сложно, поскольку марают стены они, в основном, ночью. Кроме того, даже если пачкун попадает за свое злодеяние на КДН (большинство граффитчиков являются подростками), то родители стараются договориться с пострадавшими, и дело заканчивается разовой оплатой ущерба. В большинстве случаев граффити просто оставляют на стене, чтобы не тратить лишних денег, и… провоцируют тем самым повторную порчу собственности. Дело в том, что пачкунам обязательно необходимо видеть плоды своей бесполезной деятельности. В этом весь смысл. Жалкие доводы, что серые стены смотрятся лучше с рисунками, могут хотя бы как-то быть оправданы, если речь идет о стрит-арте, который делается в отведенных местах и имеет небольшую, но художественную ценность. Граффити – это не более, чем желание напакостить.
Америка эту болезнь пережила еще в 80-е, Россия переживает сейчас. Кардинального способа борьбы с граффитчиками, как и кардинального метода лечения умалишенных, пока не придумали, но несколько действенных способов все-таки есть. Во-первых, необходимо запретить продажу баллончиков с краской несовершеннолетним. В идеале продажу нужно осуществлять по предъявлению паспорта и под роспись – это реальный способ выследить постоянных покупателей. И заставить предпринимателей фиксировать покупателей краски намного дешевле, чем перекрашивать и заново штукатурить городскую и частную собственность. Кроме того, смывать рисунки все-таки нужно, поскольку, как уже говорилось, пачкуну нужно увидеть и показать остальным свою каракулю. На пользу идут и показательные судебные процессы, где пачкуны наказываются в соответствии с законом.
И самое сложное – наведение порядка в головах тех, кто не уважает труд других людей, тех, у кого не сформировано чувство эстетики и не развит вкус, тех, кто ненавидит родной город и старается побольше его изуродовать. Потому что общеизвество, что рыба гниет с головы.
Валерия Сгибнева
специально для БалашоверЪ