Балашовер

Сколько дней учиться?

Со второй половины  XX века в обществе идет постоянная дискуссия о возрастании объема учебной нагрузки в школе, об усложнении содержания учебных программ, о негативном влиянии школы на здоровье учащихся. Недаром,  в 70–е годы А.Пугачева пела: «…нынче 1 класс вроде института…».

Но, как говорится,  «…а воз и ныне там…».В последнее время в обществе активизировалась дискуссия о режиме работы школы. Ломаются копья по поводу 5-ти или 6–ти дневной учебной недели.

Но пока где–то идет обсуждение, некоторые школы уже давно определились с тем, что полезно, а что нет ученикам. Одна из таких школ – школа № 9 им. П.А.Столыпина города Балашова Саратовской области, где большое внимание уделяется здоровьесбережению учащихся. В этой школе уже восьмой год введена пятидевная учебная неделя для всех классов (с 1–ого по 11 классы).

Наш коллектив разделяет мнение, что шестидневная учебная неделя – это один из существенных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся. При тенденции постоянного усложнения содержания общего образования учебная неделя школьника  в некоторых случаях, особенно для мотивированных на учебный успех учеников, может   доходить до 70 – 90 и более  часов.

И это при том,  что  нормальная продолжительность рабочего времени для взрослого человека – 40 часов в неделю. Из этих 70-90 часов от 21 до 37 часов приходится на аудиторную нагрузку, то есть на  занятия в школе, остальное время - на подготовку домашнего задания, и плюс - занятия с репетиторами.

Не так давно на одном из региональных совещаний были озвучены данные, что, по результатам проведённого опроса, из 1800 выпускников лицеев и гимназий, поступивших в вузы, 100% дополнительно занимались с репетиторами.  Конечно, такие нагрузки не проходят для детей даром: они хронически не высыпаются, проявляются неврологические, сердечно-сосудистые заболевания, ухудшение зрения и многие другие негативные последствия.

Во многих школах в расписании уроков на субботу стоит всего три предмета: скажем, математика, изобразительное искусство и физкультура. И ради этих дисциплин ребенок должен разрывать выходные дни, не высыпаться, лишиться возможности погулять, или просто отдохнуть с семьёй.

Лишившись выходного дня  в субботу,   дети не получают полноценного отдыха  и  в воскресенье, так как  необходимо готовить  домашние задания  на следующую  неделю. После серьезного обсуждения в нашей школе, изучения множества научной литературы по данному вопросу с 2007 года коллективом было принято решение о переходе на пятидневную учебную неделю.

Мы твердо убеждены, что укороченная  учебная   неделя положительно  сказывается на здоровье учеников, семейном климате и досуге, и как следствие - помогает детям легче переносить школьные нагрузки  и эффективнее усваивать учебный материал.

В нашей школе за введение «пятидневки» проголосовали все учителя и 97, 8% родителей. Те мамы и папы, кто высказались  против, мотивировали это просто: мол, мы учились шесть дней в неделю, и дети пусть учатся, ничего с ними не случится. А некоторые родители просто не знают, чем занять ребёнка в выходной день.

Некоторые школы устанавливают пятидневную учебную неделю  для некоторых параллелей классов.  Но именно на старшеклассников ложится максимальная нагрузка.  Очень удивляет  аргументация некоторых моих коллег, которые сетуют на то, что придется  часы шестидневной недели распределять на пять дней.

Дело в том, что учебный план пятидневки изначально отличается от шестидневного. В учебном плане пятидневки СанПиНом установлено меньшее количество учебной нагрузки. В основном, в каждой параллели, учебная нагрузка  уменьшается  на три часа за счёт  школьного компонента, то есть без ущерба для базовых предметов. Например, 34 часа вместо 37. Поэтому не только не надо «впихивать»  учебные часы шестидневки в пятидневную учебную неделю,   это просто запрещено законом.

Многим необходимо осознать причинно-следственную связь между рабочей и учебной неделей. Постановления Правительства о выходных днях устанавливают выходные дни для  тех, кто работает (учится) по шестидневке и пятидневке. И если в школе (например, как в нашей) установлен пятидневный режим работы (учёбы), то школа отдыхает вместе с теми, у кого также суббота считается выходным днём.

Для тех, у кого  суббота  рабочий (учебный) день -  выходных соответственно меньше. И это касается не только школьников, но и всех для кого установлен один выходной день. Поэтому   во многих  школах дети будут отдыхать вместе с родителями на законных основаниях только при установлении пятидневного режима учёбы (работы). А опасения коллег по поводу уменьшения зарплаты учителей при переходе на пятидневку тем более напрасны.

С 1 сентября 2008 года в области введено нормативно-подушевое финансирование. Фонд оплаты труда (ФОТ) каждой школы формируется с этого времени не как раньше, в зависимости от количества штатных единиц в школе и количества учебных часов (сметное финансирование), а в зависимости от количества учеников в школе (нормативно – подушевое финансирование).

Устанавливается стоимость ученико-часа, и при при пятидневке он дороже, а при шестидневке - дешевле. Другими словами, при шестидневке учитель работает больше за меньшую оплату, так как ФОТ не увеличивается при увеличении учебных часов, а "размазывается" на их большее количество и большее количество учителей. Также нельзя согласиться с тем, что второй выходной будет вреден учителям.

Очень часто  как  аргумент за  шестидневку    приводят профильное образование на старшей ступени  общего  образования. Но этот аргумент не выдерживает никакой критики, так как профильность определяется «конструкцией» учебного плана и содержанием образования, включающего базовые предметы, а не только тремя  дополнительными часами элективных курсов или предметов,  из-за которых необходимо держаться за шестидневку.

Я думаю, если московские школы, почти все перешедшие с этого учебного года на пятидневку, смогли совместить профильность старшей ступени с пятидневным режимом работы, то это будет возможно  сделать  и в провинциальных школах.

Самое главное, мы должны помнить, что ученик не может быть приложением  к каким-либо концепциям  или программам, наоборот,  для всех школ приоритетом  должны стать интересы ребёнка и семьи, то есть, заказчиков образовательных услуг.  В любом случае, это серьёзная проблема, требующая дальнейшего серьёзного обсуждения.


Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы №9 имени П.А.Столыпина города Балашова Саратовской области

 
Показать комментарии
Комментарии
#1
 
Гость
17.09.14 12:34:33 | IP: 85.26.165.121
Реальные, аргументированные рассуждения компетентного педагога.
#2
 
Гость
17.09.14 15:31:05 | IP: 88.147.162.77
Интересно было бы подробнее про элективные курсы и предметы - что это за зверь и зачем нужен?
#3
 
Гость
17.09.14 20:35:42 | IP: 95.84.0.198
а еще можно посмотреть результаты экзаменов в 9 школе- хуже некуда
#4
 
Гость
18.09.14 12:09:41 | IP: 88.147.231.53
полностью согласна! не хотелось бы чтобы мои дети учились 6 дней,а когда делать уроки,посещать секции,общаться с друзьями
#5
 
Гость
18.09.14 13:04:22 | IP: 88.147.136.121
Поддерживаем пятидневку. Два выходных  то время, когда есть реальная созможность совместного семейного отдыха и мероприятий.
#6
 
Гость
18.09.14 13:04:31 | IP: 88.147.162.77
насчет результатов экзаменов - есть куда хуже. у 9 не самый последний результат - не надо врать
#7
 
Гость
18.09.14 23:10:42 | IP: 178.45.210.82
аНДРЕЙ гЕОРГИЕВИЧ! Абсолютно вас поддерживаем! Вопрос о пятидневке поднимаем на ежегодно на общем родительском собрании, но говорят все зависит от управления!
#8
 
Гость
19.09.14 14:55:18 | IP: 88.147.132.149, 88.147.129.234
да хватит уже тролить эту  тему, надолело уже везде  одно  и тоже, дайте 9  школе орден и  пусть  они  успокоятся.
#9
 
Гость
20.09.14 12:43:52 | IP: 95.84.45.86
гость 8: а за что орден? это  9 школа  изобрела пятидневку? или у вас неприязнь к 9 школе за то, что смелости не хватает ввести у себя пятидневку? вместо желчи и злобы в адрес 9 школы, лучше подумайте о наших детях, которых вы гробите!Мало   этих дополнительных непонятных услуг, но ещё столько на дом уроков назадают, что до 12 ночи уроки с детьми делают и родители и бабушки с дедушками
#10
 
Ольга Валерьевна Смирнова
20.09.14 17:27:10 | IP: 176.15.145.131
Уважаемый(ая)Гость(ья) 3! А давайте посмотрим "результаты экзаменов по 9 школе"...  Результаты ГИА-2014 (кстати, самой жесткой и честной экзаменационной кампании последних лет) нашей школы - отнюдь не "хуже некуда". В 9-х классах по трём предметам (биологии, обществознанию географии) результаты выше не только районных, но и региональных показателей; «головная боль» всего района  математика – наш результат до десятых идет вровень с районным… Выпускники 11-х классов по географии, обществознанию и информатике также показали результаты выше областных. По основным предметам – русскому языку и математике – мы тоже не в нижних сточках  рейтинга. Наши выпускники ежегодно поступают на бюджетные места в престижные ВУЗы (МФТИ, медуниверситеты Москвы, Петербурга  и Саратова, военные институты, институты МЧС и т.д), обучаются за рубежом. И это при том, что  мы – обычная общеобразовательная школа, позиционирующая себя как общедоступное учебное заведение, в котором обучается много детей из неблагополучных семей, детей, которые нуждаются прежде всего в человеческом тепле и заботе, а не только в определённой сумме знаний по отдельным предмета учебного плана…
А если у уважаемого(мой) гостя(ьи)  №3 есть другие сведения, то я готова обсудить это в открытой дискуссии, ведь шкодливо прятаться за номером и цифрами IP-адреса и «иметь смелость» при этом, не приведя ни одного факта, порочить одну  из старейших и уважаемых в районе школ – просто   некрасиво…
 
#11
 
ЛОМАКИН Н.
22.09.14 13:41:43 | IP: 88.147.208.206
НЕЧЕГО ОТУПЛЯТЬ ДЕТЕЙ неимоверной НАГРУЗКОЙ.Всем известно ,что отдохнувший мозг лучше усваивает, а за один выходной невозможно отдохнуть ни мозгу ни телу.Я буду открашивать ребёнка или ещё как то,сделаю всё возможное и не возможное, что бы ребёнок отдыхал два выходных!!!  
#12
 
Гость
22.09.14 18:59:13 | IP: 178.45.213.193
открашивай, перекесью водорода
#13
 
Гость
23.09.14 11:52:44 | IP: 93.81.57.96
#14
 
Гость
23.09.14 11:56:16 | IP: 93.81.57.96
Дневник за 10-й класс. Елы-палы! До сих пор жив и не помер от школьных нагрузок.
#15
 
Гость
24.09.14 1:01:18 | IP: 88.147.153.137
Но с головой-то не всё в порядке у тебя, елы-палы гость 14.  Ты еще вспомни, что до революции рабочие вкалывали на заводах и фабриках по 14 часов и ничего, жили. А батраки и крепостные от зари до темна на барщине вкалывали и еще какие здоровые были. Не будем уж вспоминать рабов на плантациях. Для таких живучих как ты надо отменить кем-то придуманные 8-ми часовой рабочий день, отпуска, выходные и праздничные  дни. Тогда времени не будет разыскивать свой драгоценный дневник и чушь городить на форумах.
#16
 
Гость
24.09.14 7:27:00 | IP: 2.94.87.52
#15 Гость. Не надо хамить. Это не красиво. Всегда в школе учились по 6 дней, и в институте у нас была шестидневка и не возникало мысли, что может быть как-то по другому. Не хочется говорить банальности, но вспомните народную мудрость: "Корень учения горек, а плоды его сладки.". Может быть от того что я, в свое время, повкалывал на учебе, сейчас работаю когда хочу и сколько  хочу. А дневник... Да, он для меня, в некоторой степени, драгоценный. :) Иногда показываю его своим детям. Воспитываю, так сказать, собственным примером.
#17
 
Гость
24.09.14 17:28:17 | IP: 95.84.11.94
#10 да ладно Ольга Валерьевна Смирнова не не нервничай так,  у вас крыша  теперь ого- го какая. Вы теперь в почете. Вот вас  и пиарят теперь,просто за  счет  других как то не правильно.
#18
 
Гость
24.09.14 23:55:14 | IP: 88.147.231.53
КТО ПРОТИВ УЧЕБЫ ПО СУББОТАМ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕТИЦИИ В.В.ПУТИНУ http://www.change.org/p/%D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D1%83-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BC-%D0%B2-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5
#19
 
Гость
25.09.14 0:55:26 | IP: 79.126.106.152
гость 17, вы  совсем  больные? речь идет о здоровье наших  детей, а вы о 9 школе
#20
 
Гость
15.11.14 8:59:45 | IP: 95.84.58.254
при пятидневке возрастает нагрузка в каждый из пяти дней. это тоже стоит учитывать. надо понять, что многие дети занимаются еще чем-то помимо школы. не школой единой, как говорится... кто-то танцами, кто рисованием, кто моделированием, спортом и т.д. если нагрузка в день увеличивается, то на что-то другое помимо школы у детей не остается ни времени, ни сил.
так что палка о двух концах. как по мне, так лучше уж сократить нагрузку и не изучать всякую хрень ненужную и тогда уже делать пятидневку
#21
 
12 школа
17.03.15 19:07:10 | IP: 88.147.173.217
шести дневка ненужна. куда обратится???
#22
 
Гость
17.03.15 21:23:44 | IP: 46.39.50.184
Гость21. К учителю русского языка, в крайнем случае, в орфографический словарь!!!
#23
 
Гость
15.05.15 2:13:56 | IP: 217.118.90.61
Не первый раз вижу этот довод "при пятидневке возрастает нагрузка", у нас при шестидневке 8 - 11 классы по 6 - 7 уроков в день, в субботу 4 - 5, и это я не учитываю консультации в 9 и 11 классах по русскому языку и математике, которые ведутся 1 раз в неделю с 1 сентября. Ещё дополнительные занятия. У меня ребёнок приходит из школы после 7-ми уроков в 16.00 (живём от школы далеко, автобус ходит редко, да и ребёнок не всегда успевает на него), 5 раз в неделю на секцию к 17.00 или к 16.00 до 19. 00. Прибежит, бросит портфель, схватит кусок на ходу и тут же через 10 - 15 минут несётся обратно в школу на секцию. А домашние задания делает до 12, до часу ночи. Это нормально?
В школе часто задают на дом сделать какие - либо презентации, а кто пробовал сделать презентацию самостоятельно, ещё и качественно. На 1 презентацию уходит час или полтора. Вот это современное образование!
#24
 
Гость
05.04.16 18:29:45 | IP: 31.132.139.167
Мне "нравится" ВЫРАЖЕНИЕ..ЦИТИРУЮ:Ты еще вспомни, что до революции рабочие вкалывали на заводах и фабриках по 14 часов и ничего, жили....а ЧТО СЕЙЧАС ПРОДАВЦЫ ПО 15 ЧАСОВ работают,это нормально? а по поводу отдыха..конечно все дети разные,но вы обратите внимания,чем они занимаются...
#25
 
JST
05.04.16 19:02:04 | IP: 188.162.52.25, 5.45.192.72
Считаю, что обязательную школьную программу можно сократить до 5 уроков 5 дней в неделю 6 лет школы с 9 лет. Обязательные уроки: русский, литература, история, география, общая биология, физика, химия, математика, рисование, музыка, трудовое обучение.

Прежде чем написать комментарий - ознакомьтесь, пожалуйста, с правилами
Ваш IP адрес 18.223.108.186 будет виден всем.
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Топ новостей недели
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
Последние новости
Обсуждают в других новостях
Система Orphus