Балашовер

Сюрпризы года экологии

Неделю назад мы с семьей решили проведать лесные посадки недалеко от «свадебной поляны». Должна была поспеть ирга и остатки шелковицы (тутовника). Но к своему ужасу вместо деревьев мы обнаружили сухие щепки. Две линии деревьев были перемолоты какой-то техникой. Еще в июне я варила варенье из ягод с этих деревьев, мы собирали тутовник вместе с детьми, а теперь от всего этого остались только щепки и кучки мусора…



Но все было сделано верно: рядом проходит высоковольтная линия, охраняемая зона – 20 метров. Вот в эти 20 метров и попали те самые деревья. Рядом линия поворачивает, вероятно, молодые сосны по ее краю тоже пойдут на хворост.



И это далеко не первое в этом году событие, «полезное» для города и района в плане защиты окружающей среды. Если кто помнит, 2013 год объявлен годом экологии.
Сначала в зеленой зоне города, на городской площади, было построено здание, принадлежащее члену семьи некоего должностного лица в погонах. Затем на всю страну объявили о поджоге поселка геологов на месте никелевых разработок, в это же время пресса как-то резко изменила позицию и начала писать, что «глупые прихоперцы не понимают счастья, которое даст им никель». Сейчас объявили еще об одном событии: на территории парка построят Троицкий Собор. Осталось еще отдать под магазины парк около Центра культуры и аллею на КПТ.

Уже долгое время я пытаюсь определить, есть ли вообще в Балашове какая-нибудь организация или официальное лицо, которое занимается проблемой экологии? Как-то весной решила выяснить телефон экологической полиции (оказалась, что в нашем районе и такая есть): очередной раз обнаружила на рынке по ул. Пушкина местную черепаху, которую продавала немолодая женщина. Контакты полиции я искала на сайтах обеих администраций, потом нашла в каком-то справочнике, но так и не дозвонилась. Вспомнила несколько нецензурных слов, купила черепаху и выпустила в Хопер. Как мне объяснили позже, в экологическую полицию звонить бессмысленно – полицейский один на весь район, поэтому черепахи, подснежники и т.д. его мало интересуют.

Много вопросов возникает и по поводу вырубки деревьев. Чтобы срубить дерево нужно разрешение. Поводом для него может стать, например, угроза людям, т.е. велика вероятность, что оно упадет на прохожих. Или дерево старое (поврежденное) и все равно погибнет. Но строят магазин или развлекательный центр – деревья срубают, чтобы вывеску не загораживали. Едет губернатор – городские службы без разбора пилят ветки по всему пути его следования.

Полицию человеческую экологические проблемы тоже не волнуют, администрацию, судя по последним событиям – тем более. Прокуратура? Без комментариев. Остается лесхоз. Он хотя бы с деревьями связан. Действительно, лесхоз активно участвует в жизни района. Этой весной, когда в городе проходили акции по высадке деревьев, лесхоз активно продавал саженцы, цена которых доходила до 500 рублей за деревце.
 
Получается, что с экологией у нас настолько хорошо, что заниматься ей вообще никому в голову не приходит.

В какой-то мере – да. По сравнению с Норильском или Омском, у нас, конечно, все замечательно. Даже по сравнению с Москвой и Воронежем (особенно если никель начнут добывать).

И когда врачи на вопрос: «Откуда у молодых женщин в Саратовской области такое большое количество онкологических заболеваний, доброкачественных образований и замерших беременностей?» отвечают: «Кто знает, экология, наверное», тоже можно не беспокоиться. Исследований нет, официальных данных тоже. Может, экология вообще не причем…

Проблема у нас в другом. Нам есть, что терять. И мы пока этого не понимаем. Как-то я пыталась объяснить одной молодой женщине, что выводить канализацию в овраг запрещено. «Да хватит что ли! - отвечала мне она. – У нас все можно». Можно, только ее дети тоже ходят на городской пляж, куда эта канализация благополучно стекает.

Можно было прикрывать спиртзавод в Аркадаке. Можно было вывозить землю из котлована на месте бывшего театра на набережную. И под выборы кандидата сделали видимость, что театр строиться будет и заявили, что берега укрепляют. Двух зайцев одной землей. Я, кстати, помню время, когда на набережной был небольшой пляж, где люди купались. Даже не верится, правда ли…

Когда хочется плюнуть на все это и заняться собственными проблемами, я вспоминаю слова одной активистки движения против никелевых разработок. «Я буду протестовать. Они обещают, что пока нечего добываться не будет. Это получается, что нашим детям на будущее подарок готовят. Так не пойдет».

Да, сейчас нам живется не так уж и плохо. А какие подарки мы готовим своим детям, когда проходим мимо незаконных строек и вырубок. А, все равно ничего сделаешь. И лень, и своих дел хватает, и на огороде у помидоров листья скрутились (эпин, кстати, хорошо помогает), и друзья в гости зовут, и воду можно в магазине купить, и, и, и… И что?

Сколько еще пройдет времени, когда грянет гром, клюнет петух или как там еще говорится в этих случаях. Один раз уже клюнул, когда из кранов аммиак потек.

Приходится пока надеяться, что обращения в электронные приемные кто-то читает, а Год экологии побыстрее закончится. Пока не придумали какие-нибудь ядерные захоронения в районе сделать или построить завод по переработке химических отходов.

Автор: Валерия Сгибнева

 
Топ новостей недели
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
Последние новости
Обсуждают в других новостях
Система Orphus